Ліберально-демократична партія України
https://www.ldpu.org.ua/projects/simp/456d7859cb840/

Інсталяції

29.11.2006, 16:08
Друкується мовою оригіналу


Композиция: Кто вы, Айны? Боги любят, чтобы их убивали.
Японский фарфор, керамика айнов, дерево, натуральный лунный камень, папье-маше.
Артефакты собраны автором в экспедиции по странам Юго-Восточной Азии.


Композиция посвящена айнам - одному из самых загадочных и малоизученных народов планеты из числа исчезающих.

Когда в ХVII в. русские землепроходцы достигли "самого дальнего востока", где, думалось, твердь земная соединяется с твердью небесной, а оказалось безбрежное море и многочисленные острова, они были изумлены обликом туземцев. Перед ними предстали заросшие густыми бородами люди с широкими, как у европейцев, глазами, с крупными выступающими носами, похожие на мужиков с юга России, на жителей Кавказа, на заморских гостей из Индии, на цыган, на кого угодно, только не на монголоидов, которых казаки и служилые люди привыкли повсеместно видеть за Уральским хребтом.

Землепроходцы окрестили их курилами, наделив эпитетом "мохнатые", а сами себя незнакомцы называли "айну", что значит просто "человек".

Исследователи до сих пор бьются над разгадкой этого народа. И по сей день к единому выводу не пришли. Каждая гипотеза влечет за собой шлейф вопросов, и ответы на них порой вынуждают ставить под сомнение прежние, казавшиеся верными выводы. В самом деле: откуда в сплошном монголоидном массиве появилось племя, антропологически, резко отличающееся от всех соседних?

Свою родину айны называют Айнумосири, что можно и как Страна айнов, и как Земля людей. Старые легенды говорят о том, что их предки появились с запада. Предание, исконные корни которого теперь не отделить от поздних напластований, гласит, что это был, видимо, материк. В неведомой стране Пан, царь, якобы хотел жениться на собственной дочери, но она сбежала за море со своей собакой. Там, за морем, у нее родились дети, от которых и пошли айны. Существует множество легенд о происхождении этого загадочного народа. Айнский фольклор острова Хоккайдо рассказывает легенду о волке, который был предком айнов, ибо сбежавшая принцесса имела преступную связь с волком (собакой).

Или другое предание, согласно которому предки айнов пришли из Страны облаков. Но мы, конечно, не станем подозревать в них потомков звездных пришельцев. Ныне айны живут на северном японском острове Хоккайдо, а в прошлом населяли более широкую территорию, куда входили Японские острова, Сахалин, Курилы и, не исключено, Приморье и юг Приамурья, а так же Камчатка.

Было время, когда первые айну спустились из Страны облаков на землю, полюбили ее, занялись охотой рыболовством, чтобы питаться, танцевать и плодить детей, так говориться в одном из многочисленных айнских преданий.

Айнов трудно отнести к северным народам. Своеобразие природных условий во многом определило и неповторимый облик айнской культуры. Она основывалась на богатом видовом разнообразии естественного окружения, давшего возможность, удачливо охотится на медведей, оленей, пушного зверя в тайге и промышлять в море нерп, сивучей, дельфинов, касаток, китов...

Айнский дом - цисе, прямоугольное, каркасное жилище из тонкоствольного леса, крытое соломой или мелким дальневосточным бамбуком. На зиму его стены до крыши обкладывались ради утепления связками сухой травы. Дома вождей были значительно крупнее других жилищ селения. Интерьер украшался тростниковыми циновками светлого, почти белого цвета с желтым или коричневым орнаментом. Из таких же циновок делались ширмы, перегораживающие дом на несколько "комнат". Поверх циновок висело оружие, прежде всего, высоко ценимые айнами старинные маньчжурские и японские сабли, а также колчаны со стрелами, луки, боевые палицы, копья, позднее - ружья. Луки и копья у айнов сохранились до ХХ века, на огнестрельное оружие они переходили медленно. Самым необычным элементом айнского подворья была медвежья клеть. В старину почти каждая семья держала - медвежонка. Клеть представляла собой довольно тесный сруб. Пойманное животное, обычно новорожденного детеныша, сначала выхаживали в доме, причем женщины выкармливали его собственной грудью. Потом помещали в клеть, чтобы через два года, на главном ритуальном празднике "камуши асинке" торжественно "проводить" его, к горным богам, т.е. убить и съесть. Кормили медведя сытно, тем же, что ели люди, и, случалось, айны голодали, отрывали от себя, чтобы всеобщий любимец не страдал и не таил обиды.

Айны рассказывают древний миф - это легендарная песня о воспитании медведя, служившего идеологическим обоснованием содержания медведей в клетках и их ритуального убиения. В мифе говориться о том, что мифический прародитель сахалинских айнов Яйресупо, полубог - получеловек, вступил в интимную связь с медведицей. В результате родился медвежонок, которого мать через некоторое время отвела поближе к людям, чтобы он мог пожить со своим "человеческим отцом" Яйресупо. С тех пор и пошел обычай вскармливания медвежат и "отправления" их к горным богам.

В ритуальном медвежьем празднике, который был главным этническим торжеством у айнов и мог сравниваться по значимости с олимпийскими играми античных греков, хорошо прослеживаются характерные элементы тотемических представлений и промыслового культа. Животное, взращенное с любовью и старанием, в один прекрасный день намечалось убить. Для участия в этом событии съезжались родственники и приглашенные из многих селений. Утром в день убиения айны устраивали массовый плач перед клеткой медведя. Как утверждает шаман, оплакивался не медведь, а умершие родственники. Праздник продолжался более недели, пока все мясо не съедали.

Особое отношение к медведю было свойственно всем народам северного полушария, жившим в тайге и тундре. Культ медведя был широко распространен у народов Сибири и Дальнего Востока.

Айны не любили болтовни, сплетен и пересудов, но высоко ценили дар слова, умение излагать мысли не только внятно, но и изящно. Рассказчика не перебивали, однако расспрашивали подробно, основательно. И новости быстро разносились по селениям, включая самые дальние, - всегда находились добровольцы, готовые отправиться в многодневный и трудный путь, чтобы сообщить сородичам важную весть.

Зима - это время, когда у айнов мало забот, особенно если семья хорошо потрудилась летом, был обильный ход лосося, и на славу уродилась тайга. Тогда можно передохнуть между охотой на нерпу во льдах, ловлей соболя в петли и подледным ужением рыбы. Зимой айн отправляется на нартах навестить родственников и друзей на юге или на севере, западе или востоке. Но если на дворе "сири вен" - ненастная погода, если задул "упун" - буран, не остается ничего другого, как сидеть у очага с трубкой во рту.

Когда иссякают новости и деловые разговоры, а время к полночи, к гашению огня, наступает момент, которого с замиранием сердца ждут дети, да, пожалуй, и взрослые. Тогда замолкают чернобородые мужчины, опытные охотники и воины, и слово берут старики, которым уже нечего сказать об охоте, зато они хранят в памяти бесчисленные предания седой старины. И может статься, в который раз, речь зайдет о загадочных карликах (тонци), или "коропокгуру", что жили на Сахалине и Хоккайдо, и воевали с айнами.

Это таинственное племя некогда возбуждало живейший интерес у исследователей. "Тонци" жили в горах, под землей, где были прорыты многочисленные туннели и шахты, которые сохранились и до наших дней.

Они владели секретами по добыче железа и серебра, они знали магию чисел, они умели исчезать мгновенно под землю, они были магами и волшебниками подземелья. Они владели подземной кладовой природных ископаемых и подземными кладами драгоценных камней. Айны не меньше ученых любили порассуждать на тему, кто такие "коропокгуру", откуда взялись и куда исчезли. "Когда наши августейшие предки спустились с неба на лодке, на этом остове они встретили несколько варварских племен, наиболее свирепыми из которых были тонци, карлики", так говорит предание, одно из древнейших айнского фольклора. Что же касается приписываемой им ископаемой керамики, то, по крайней мере, часть ее принадлежит айнам или их предкам. В европейской культуре, первое упоминание о гномах встречается у Парацельса, а так же, в книге Гьеллерупа "Песни Старшей Эдды". По Парацельсу, гномы ведают - и могут открыть алхимику - местонахождение скрытых в земле металлов. Менли Холл замечал: "Эти земные духи работают в элементах на колебательном уровне, т.е., на молекулярном уровне, столь близко к материальной земле, что они имеют колоссальную власть над скалами и растениями, и даже над минеральными элементами в животном и человеческом царствах".

Композиция посвящена поиску потерянного человечества и утраченной цивилизации загадочного карликового народа - тонци, а также айнам, которые растворились на островах Японского архипелага.


Композиция: "Ускользающая Шамбала" или "Вечер с ламой" (Тибет)
Серебро, дерево, полудрагоценные камни.


Ночь, наверное, самое приятное время для мудрой и уединенной беседы, особенно если эта беседа ведется в горах Тибета. Кажется, весь мир заснул, та аура, что состоит из людских сомнений, метаний, перестает действовать на твое сознание, и даже сама мысль о самосовершенствовании кажется тебе суетной. Как непохожи друг на друга, мир тибетских монахов и мир людских страстей. Здесь ты сам себе кажешься абсолютно очищенным и спокойным, ты понимаешь самую мельчайшую вещь в мире, достаточно тебе подумать об одиноко стоящей сосне или ночной птице, прошелестевшей крыльями, и ты тотчас сливаешься с ними в единое тело. Наверное, это и есть полная гармония со Вселенной, пускай достигнутая лишь на короткое мгновение, когда все откликается во всем, когда ты созвучен всему, что есть в этом мире.

И, может быть, поэтому беседа, что плавно течет в небольшом тибетском храме в десятке километров от столицы страны, города Лхасы, кажется столько невероятной, как это могло показаться бы днем. Пожилой тибетский монах, в бывших когда-то оранжево-желтыми, а ныне от времени превратившихся в серовато-белесые, одеждах несколько монотонным голосом, рассказывает о чудесной стране, где живут самые совершенные люди - великие посвященные, занятые лишь совершенствованием собственного сознания и ведущие благодаря силе собственного духа постоянную борьбу с силами зла в мире. Речь идет о великой загадке истории - стране Шамбале.

Старик-лама - почти беззубый, со сморщенным лицом - говорит по-китайски с сильным местным акцентом, издавая невероятное количество каких-то шамкающих и причмокивающих звуков, и порой я перестаю понимать его. Слишком уж невероятны свидетельства о Шамбале, но от монаха исходит какая-то удивительная сила и внутренняя энергия, ночной холод в горах заставляет меня зябко поеживаться, а монах сидит в холщевых одеждах, традиционно спустив с одного плеча рукав. В продуваемой всеми ветрами небольшой кумирне ему жарко, и на лбу проступают капли пота. Он говорит так, что легенды о Шамбале начинают обретать какое-то почти зримое, точным образом ощутимое выражение.

Там можно получить самое полное посвящение и благодаря этому приобщиться к великому Знанию...Там находятся священные изображения и предметы-янтры, к которым прикасалась рука самого Будды, дотронувшись до них и прочтя необходимые мантры, ты познаешь "истинный мир"... Нет, он сам не был в этой волшебной стране, он считал себя недостаточно совершенным, чтобы отправиться туда для получения высшего посвящения. А вот настоятель монастыря именно в Шамбале прошел окончательную инициацию, и его хороший знакомый, ставший ныне отшельником, тоже побывал в этой стране, и еще несколько человек приобщились к тайнам Шамбалы... Нет, ни о Рерихе, ни о других посвященных с "белым лицом", что могли обучаться в Шамбале, он никогда не слышал, кажется, лишь китайцы, тибетцы и индийцы побывали там... Да, многие тибетские монахи знают путь в Шамбалу, но хранят его в секрете. Его нельзя отыскать на картах, но можно лишь испытать, пережить как высшее откровение после полного очищения человека. Дело в том, что, не пройдя многолетнего предварительного очищения, не достигнув определенного состояния сознания, бессмысленно отправляться туда. Даже зная дорогу, без чистого и совершенного духа туда не дойти. Вероятно, самая большая тайна в мире - это тайна человеческого духа. И вот уже не первую сотню лет умы многих, кто хочет проникнуть в тайну человеческого познания, волнует вопрос о стране великих мудрецов-махатм, учителей-гуру, Великих Магов, стране "вечного света" - Шамбале. Композиция "Ускользающая Шамбала" посвящена не просто обнаружению этой страны на карте земного шара, это не проблема географии, это загадка мистической культуры Востока.
© 2005 Ліберально-демократична партія України.
Прес-служба ЛДПУ: [email protected]. Для зауважень та пропозицій: [email protected]
У разі використання матеріалів сайту посилання на www.ldpu.org.ua є обов'язковим.
Розробка та дизайн УРА Internet