|
|
|
|
|
|
|
|
О существенных отличиях либерально-демократической пропаганды от пропаганды тоталитарной10.10.2002
Круглий стілИван Голота, сектор СМИ ФППР /
Иван Голота, сектор СМИ ФППР
Существует соблазн релятивизма, исходящий от продолжительного созерцания кризиса демократии и ее ценностей на Западе. Релятивизма, теряющего существенное различение между двумя классами идеологий - идеологиями либерально-демократическими и идеологиями тоталитарными. Наблюдая, как исход выборов все чаще определяется манипулятивными технологиями, подменяющими народное мнение, а не представляющими их, можно поддаться искушению и согласится, что принципиальной разницы между позицией либерала и, к примеру, приверженца террористических методов политической борьбы не существует: и та, и другая пропаганда - знаковые проявления воли к власти и господству. Но, к счастью, это не так, и возможность провести логические дистинкции между миром насилия и миром дискурса есть. Какими же свойствами тоталитарная идеология и тоталитарная пропаганда существенно отличаются от демократических идеологии и пропаганды? Тоталитарное сознание нетерпимо к инакомыслию, а значит, признает физическое и дискурсивное насилие нормальным способом ведения политической борьбы. Тоталитарное сознание притязает на обладание конечной истиной, но рационально обосновать это не способно. Его отличительный признак - некритическая убежденность в своей правоте. Конкурентов тоталитарное сознание терпит только в силу своей политической слабости. Демократическое же сознание - эмпирично. Конечной истины никто не знает, но возможна относительная истина, обретаемая в согласии независимых исследователей-акторов. Его идеал - научный способ постижения действительности, разрешение противоречий рационально-дискурсивными ненасильственными методами. Поэтому демократическая пропаганда стоит ближе к политмаркетингу, а демократические выборы - ближе к акту обмена на рынке. Подобно тому, как дурным тоном считаются попытки формировать секты фанатичных потребителей товаров определенной марки на товарном рынке, таким же дурным тоном были бы попытки формировать секты из фанатичных приверженцев демократических партий: есть устойчивый избиратель, который определился, что эта партия представляет и отстаивает его мнение наилучшим образом. Но при этом никто не запрещает этому приверженцу испытать конкурирующую партию в этой роли, это его законное право, а иногда даже обязанность. В демократической среде избиратель - первичен, партия, а с ней и ее идеология, программа вожди, - вторичны, служебны по отношению к избирателю, его интересам и мнению (также как и все остальные демократические институты). Для тоталитарного сознания свойственна иная полярность служения: там все и партия и избиратель служат высшей истине, идеологии, вождю. Но на самом деле, партии для нас, а не мы для партий! Это не значит, что в демократической среде идеологии не возможны. Наоборот, только здесь они обретают свою подлинную функцию - объяснительных моделей происходящего на общественной и исторической сцене. Если продолжать аналогии с научным миром - демократические идеологии - это рабочие, но не завершенные теории, которые предполагают наличие конкурирующих систем объяснения, а не исключают их. Но это значит, что либерально-демократические идеологии по существу своему иные, а значит и демократическая пропаганда - как форма идеологической борьбы должна существенно отличаться от тоталитарных паттернов политического поведения. Ключевое отличие - либерально-демократической пропаганды - это стимуляция критического мышления граждан, а не подавление его. Демпропаганда - это апелляция к разуму сознательного и автономного гражданина, у которого есть потребность в собственной гражданской позиции и в адекватной представленности последней в процедурах принятия стратегических решений общенациональной важности. Демпропагандист формирует сознательную и критически мыслящую личность желающую пускай опосредованно, но участвовать в Совете, а не человека возбужденной толпы, желающего преимущественно только приказа и крови. Демпропагандист поднимает у гражданина чувство собственного достоинства и правовое чутье, а пропагандисты другого толка стимулируют и эксплуатируют комплексы национальной ущербности или исключительности, жажду врага и жертвы. Поэтому, при планировании работы по укреплению и расширению партии работающей на либеральном сегменте политического рынка, нужно быть очень переборчивым по отношению к методам ведения пропаганды. Для последовательных либералов все средства хороши никогда быть не могут. А избиратель рано или поздно разберется кто ему друг, а кто враг. Правила ведения пропаганды в плюральной среде
10.10.2002 |
|
|
© 2005 Ліберально-демократична партія України.
Прес-служба ЛДПУ: [email protected]. Для зауважень та пропозицій: [email protected] У разі використання матеріалів сайту посилання на www.ldpu.org.ua є обов'язковим. Розробка та дизайн УРА Internet |
|