Ліберально-демократична партія України
https://www.ldpu.org.ua/ukr/projects/simp/456d94b5966fe/

Вишивка ікон бісером

29.11.2006, 18:10
Друкується мовою оригіналу


Экспозиция представлена такими традиционными промыслами, как вышивка, в том числе бисером: вышивка икон, оригинальные украшения из бисера, выполненные в романтическом стиле, вышивка штор, подушек, покрывал, вензелей и традиционной одежды. Эти работы отображают историю украинского народа, его культурные и религиозные традиции, окружающую природу и традиционные ремесла.

Иконы и украшения несли обереговую и эстетическую функции, часто выступали символами власти и показателем определенного общественного класса. То, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение. Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности, и через богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих, нашим достоянием. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнали о Боге, но и познаем Бога. Через иконы святых угодников Божьих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни. Через икону мы получаем все освящающую благодать Святого Духа. По утверждению отцов Церкви, икона тоже есть молитва. Имея святыню-икону, не забудем об этом, ежедневно обратим взор к ней, поговорим с ней или словами молитвы, или тропаря, или просто постоим молча, душой прильнув к ней; и почерпнем в иконе просвещение, жизнь души и силу на каждый день.

Икону очень часто называют окном в мир Божественного. И по ведению Церкви, каждая икона, созданная согласно православным иконописным канонам, уже чудотворна. Однако, силен Бог творить, чудеса и через стихии. Поэтому не следует смущаться тем, что почитаемые изображения вне канона также бывают чудотворными. Там, где икона не богословствует, она, по милосердию Творца, все равно источает благодать Божественной Любви.

Технику шитья "вприкреп" бисером исстари использовали для шитья картин и икон, возможно, потому, что вышитая бисером икона напоминает мозаику древних христианских храмов Византии и Киевской Руси. Было это искусство коллективным. Ведь композицию, рисунок создавал иконописец - "знаменщик". Литургические или вкладные надписи писал другой мастер - "словописец", а "травники" придумывали узоры (травы) позамысловатей. Да и вышивальщицы разделяли свой труд: каждая делала ту работу, в которой была искусней всех. Шитье бисером, считалось самым искусным мастерством, и оценивались очень высоко. Работали мастерицы в специально отведенных мастерских - светлицах, названных так потому, что под них отдавались самые светлые в доме комнаты. Такие мастерские были почти в каждом боярском или княжеском доме, в богатых домах торговых и служилых людей и, конечно, в женских монастырях. С приходом на Русь христианства женским "богоугодным делом" стало расшивание церковной утвари и различных Богородических икон. До наших дней сохранились иконы "Троица с бытием". Пелена. 118х133,5. Москва.1593г., "Предста царица". Одежда на престол 105х94. Москва 1602г., "Богоматерь Владимирская" Конец ХIX в. Москва., "Богоматерь Казанская с двумя предстоящими", Москва. Конец XVIII в. Все эти работы выполнены бисером вприкреп, с дополнением крупного жемчуга в окладе. Нимбы, контуры изображений и надписи частенько обнизывали жемчугом.

Иноземных гостей России всегда удивляло очень широкое использование жемчуга в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. Вот как писал о них в конце XVI шведский путешественник Петрей: "В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны". Сын антиохийского патриарха Макария, архидьякон Павел Алеппский, в 1655 году побывавший в России, рассказывал о парадном облачении патриарха Никона следующее: "Никон снял свой саккос (одежда высшего духовенства), который очень трудно было носить, вследствие его тяжести... Никон предложил нам поднять его, и мы не могли этого сделать. Рассказывают, что в нем пуд жемчуга". И в самом деле, саккос весил 24 килограмма, и более половины его веса приходилось на драгоценности. Спустя два столетия, в середине XIX века, прусский чиновник барон Август Гакстгаузен в своем описании поездки по России отметил: "Наиболее уважаемые образа вместо риз покрывали жемчугом.... Быть может, в одной Троицкой лавре жемчуга больше, чем во всей остальной Европе".

Чтобы представить сложность и трудоемкость жемчужного шитья, достаточно назвать количество зерен, которое использовалось в работе. Например, фелонь (риза, облачение, напоминающее плащ) митрополита Платона, которую изготовила петербургская золотошвейка Дарья Лихновская, была украшена рельефным орнаментом из скрещивающихся ветвей, набранных из 150 тысяч жемчужин различного диаметра. Тем не менее, в XIII веке жемчужное шитье постепенно утрачивает свои позиции, оно остается, да и то очень ограниченно, лишь в церковных вышивках. Безраздельное господство жемчуга окончилось, ему на смену пришел бисер. Даже при изготовлении предметов культового обихода, менее подверженных влиянию моды, бисер частично подменил жемчуг. Интересно, что, несмотря на использование другого материала, в церковном шитье продолжали применять старинные, отработанные веками приемы. Например, саженье - основной способ шитья жемчугом - с успехом стали использовать и в шитье бисером, заменив жемчужные зерна на стеклянные. Вместе с тем в церковном искусстве появляются приемы работы с бисером, типичные для светских вышивок, в часности шитье "вприкреп", когда снизками одноцветного бисера заполняется фон оклада иконы. Часто в работе применялось несколько различных технических приемов. Такую технику стали использовать с конца XV века. Украшались предметы культового обихода и мелким бисером, рубкой.

В культуре и традициях Украины и сегодня сохранились не только элементы первичной символики, образы языческих богов, но и поздние христианские иконографические мотивы, выполненные бисером. Это женская фигура с высоко поднятыми руками - "велика богиня", заступница ("берегиня") жизнь на земле, которая помогает ей с зарождением, цветением и продлением рода. "Берегиня" изображается в окружении подвластных ей стихий с всадником, с птицами (соколом) в руках. Это весь список Богородических икон, известных в христианстве. С развитием декоративно-прикладного искусства, появлением народных талантов и умельцев возникли региональные центры народных промыслов вышивки крестом, жемчугом, стеклярусом, бисером: Косов, Коломыя, Пистинь, Яворов (Ивано-Франковской обл.), Ичня, Дегтяри (Черниговской обл.), Вижница (Буковина), Кролевец (Сумщина), с центром в столице Украины в Киеве. Произошло соединение народного и профессионального искусства, которое пришло в каждый дом, в каждую хату на украинской земле.

История стеклянных бусин затрагивает все страны мира и все эпохи. Искусство изготовления из стекла бусин, первоначально использовавшихся для имитации драгоценных камней, получило развитие в Древнем Египте, а затем в Древнем Риме, где было создано множество разновидностей бусин из дутого стекла. Римские бусины, изготовлявшиеся до V века н.э. на территории империи (прежде всего в Александрии, Антиохии и Древнем Риме), очень ценились за качество и разнообразие цветовой гаммы: это искусство намного позже было возрождено в Венеции. Исламские страны также были важными центрами производства стекла, а следовательно, и бусин (использовавшихся в качестве талисманов): здесь были разработаны новые техники, служившие для создания знаменитых бусин в виде кольца, изгиба, фестона, пера.


P.S. Произведения художницы в количестве около 30-ти инсталляций и работ по батику размещены на выставке в интерьерах магазина „Декор-сервис" по адресу: Московский проспект, 8, 3-й и 5-й этажи.
© 2005 Ліберально-демократична партія України.
Прес-служба ЛДПУ: [email protected]. Для зауважень та пропозицій: [email protected]
У разі використання матеріалів сайту посилання на www.ldpu.org.ua є обов'язковим.
Розробка та дизайн УРА Internet