Головна Контакти Карта сайту




28 March, 2024
Ліберально-демократична партія України
UKR     RUS     ENG
Свобода кожного - основа свободи всіх


Партія
Новини ЛДПУ
Кандидати та активісти
Лібералізм: теорія і практика
Інститут Лібералізму
Голосування
Фотоархів
Запитання і відповіді

Вхід



Перспективы либерализма в Украине

17.07.2004
Круглий стіл
Павел Бублик, младший научный сотрудник Института социальной и политической психологии АПН Украины /
Версія для друку
Павел Бублик, младший научный сотрудник Института социальной и политической психологии АПН Украины

Ни Либеральная партия Украины, ни Либерально-демократическая не стали самостоятельными субъектами парламентских выборов 2002 года. Единственной политической силой, использовавшей „бренд” либерализма в этой предвыборной кампании, оказалась недавно созданная Либеральная партия Украины (обновленная). Единственная из тридцати трех...

Как же обстоят дела с либерализмом в Украине? Действительно ли либеральная идеология в нашей стране не просто малопопулярна, но и бесперспективна? И каковы причины того странного места, которое либеральная идея занимает в политическом пространстве Украины?


Наша точка зрения состоит в том, что либерализм в Украине окутан множеством мифов, предрассудков и стереотипов, которые не позволяют оценить потенциал этой идеологии, увидеть истинное ее положение. Приведем лишь несколько из наиболее распространенных мифов, и стоит лишь немного поразмыслить, чтобы увидеть всю их условность и ограниченность.

Либерализм в Украине непопулярен. Это мнение базируется на данных социологических опросов и мониторинга общественного мнения, которые проводятся множеством социологических институтов и фирм. В самом деле, данные подобных опросов в основном совпадают: либеральное идеологическое направление поддерживает менее одного процента населения. Это социологический факт, против которого, казалось бы, нечего возразить. И все же, всякий факт требует своей интерпретации. Какой вывод делается из низкой популярности либеральной идеологии? Да такой, что безнадежно пытаться использовать либерализм как политический бренд и вообще апеллировать к либеральным ценностям в своих идеологических программах. Если население не поддерживает либеральную идеологию, то не поддержит и ту партию, которая соответствующим образом „назовется”. Следовательно, заключают отсюда, либерализм как партийная идеология перспектив в обозримом будущем не имеет.

Анализируя эти умозаключения, следует обратить внимание на то, что критерием перспективности по умолчанию принимается уровень „раскрученность” политического „бренда”. Перспективным при этом называется то, что уже известно и работает. Стоит тратить усилия и время только в том направлении, которое кем-то опробовано и подтвердило свою окупаемость.

Однако есть основания считать, что перспективность и популярность - вещи разные. Популярность патерналистских настроений, к примеру, не означает их перспективность для страны, хоть и может указывать на способ попадания в парламент, через игру на массовых настроениях.

Размышляя над низкой популярностью либерализма, следует взять в расчет и такой момент: респонденты, отвечая на вопрос о своих идеологических предпочтениях, так или иначе ориентируются на то, что у них „на слуху”, и уже из этого выбирают нечто „наиболее симпатичное”. Так устроена человеческая психика, что известное и знакомое воспринимается как лучшее. Но что у людей на слуху? Да названия тех же партий! Отвечая на вопросы из социологического опросника, обыватель определяет свои идеологические приоритеты не из рациональных оснований и выверенных в жарких дискуссиях мировоззренческих позиций, а прежде всего „из рекламы”: вспоминая то, „о чем говорят”. Если принять это во внимание, то низкую популярность либерального идеологического направления можно истолковать как показатель ситуации, при которой с либеральным „брендом” ни одна политическая сила серьезно не работала. Вряд ли есть основания полагать, что и Либеральная партия Украины, и Либерально-демократическая сошли с большой арены украинской политики вследствие того, что они выбрали заведомо проигрышный идеологический „бренд”. Напротив, более вероятным кажется то объяснение, что данные партии не проводили мало-мальски значимой политической работы, да так, что в результате даже такой перспективный „бренд” как либерализм „запороли”...

Еще одно соображение относительно неблагоприятного отношения украинцев к либерализму. Кроме уровня популярности партий, который в свою очередь влияет и на популярность соответствующих идеологий, немаловажную роль играет то, что долгое время социально-экономические изменения украинского общества назывались в СМИ не иначе, как „либеральные реформы”. Последнее время либеральная риторика в украинских СМИ как-то поугасла, но устойчивая ассоциация в общественном сознании либерализма с наличными социально-экономическими процессами никуда не делась. Тем самым отказывая в поддержке либеральному идеологическому направлению, респонденты, возможно, прежде всего выражали протест против своей материальной неустроенности, против царящего вокруг „либерального попустительства”, и в конечном счете против социально-экономической политики государства. Но соответствуют ли реформы, проводимые в Украине, духу либерализма? Полагаю, это вопрос риторический...

ограниченный характер имеет всякая идеология уже в силу того, что она суть „дело рук человеческих”, возникла в конкретной исторической ситуации и имела своей задачей прежде всего разрешение актуальных для того периода проблем. Социал-демократия в этом отношении также представляется товаром не первой свежести, разве что более искусно приготовленным и поданным. Что же касается либерального социализма, то нетрудно заметить, что компоненты этого конструкта - наши старые знакомые: либерализм и социализм. Дело в том, что актуальность идеологии измеряется не давностью ее формирования, а мерой воплощенности ее принципов в данном обществе. Ведь идеология - это не платье, которое может просто „выйти из моды” (а с либерализмом в Украине, кажется, происходит что-то подобное). Одна идеология сменяет другую при условии, что предыдущие идеологические принципы внедрены и отработаны. Можем ли мы говорить, что принципы либерализма воплощены в нашем обществе и теперь мы можем идти дальше?

Существует и другой аспект актуальности либерализма. Большинство классических либеральных принципов сегодня воспринимаются как „общечеловеческие ценности” или „естественные права человека”. Среди них можно назвать такие, как идея самоценности индивида и его ответственности за свои действия; идея частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы; принципы свободного рынка, свободной конкуренции и свободного предпринимательства, равенства возможностей; система разделения властей, сдержек и противовесов; идея правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантия основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий); всеобщее избирательное право и т.д. Без большинства из перечисленных ценностей трудно представить современную европейскую цивилизацию. А то, что данные ценности и права уже не всегда идентифицируются со своим либеральным истоком, лишь говорит обо всей той значимости, которую либеральная идеология имеет в современной общечеловеческой культуре. Вот только остается актуальным предыдущий вопрос: в какой мере украинское общество сумело освоить этот общечеловеческий пласт культуры?..

Либеральная идеологическая программа - неэффективный инструмент в предвыборной борьбе. В самом деле, если среди населения либеральное направление почти не поддерживается, либеральный „бренд” практически не используется, можно предположить, что и предвыборные программы также апеллируют к ценностям нелиберального толка. Ведь программные документы - это своего рода „подписка”, сертификат качества политической партии. Однако ничего подобного в действительности мы не находим. Сплошь и рядом в партиях центристского, правоцентристкого и левоцентристкого спектров используется скрытая либеральная риторика. Скрытая в том отношении, что в программные положения партийной идеологии закладываются пункты, фактически отражающие либеральное идеологическое направление, но не идентифицирующиеся с ним. В пример можно привести Трудовую Украину, Народно-демократическую партию, Народный Рух, Партию регионов и множество других.

Конечно, в зависимости от „уклона” присутствует и специфика использования в программных положениях либеральных ценностей. Наиболее свободно либеральными ценностями оперируют партии, провозглашающие свою „надидеологическую”, сугубо прагматическую позицию. Если „Яблоко” в свое предвыборной программе несколько раз таки упоминает либерализм (что полноценной идентификацией с либеральной идеологией назвать никак нельзя), то у „Команды озимого поколения”, „Новой генерации”, „Против всех”, „Женщин за будущее”, „Партии зеленых Украины” о нем вообще ни слова (данные на основе интернет-вариантов программных документов). Правоцентристские партии усиленно апеллируют к либеральным ценностям в контексте национальных приоритетов, ибо сама по себе националистическая идеология имеет уровень поддержки мизерный. Однако при этом фаворит выборов „Наша Украина” в своей программе лишь единожды вынужден упомянуть о „либеральных ценностях”, да и то в процессе перечисления всего того несчетного множества идеологий, которые привнесли с собой вошедшие в блок партии. Левоцентристские и левоконсервативные силы стыдливо используют либеральные ценности в попытке смягчить радикальный потенциал своих идеологий, дабы окончательно не отпугнуть добрую половину своих поклонников.

Таким образом, при всей якобы непопулярности либеральной идеологии фактически либеральные идеи более или менее скрыто фигурируют в программных документах подавляющего большинства партий. Трудно себе представить, чтобы партии избирали для политической борьбы наименее перспективные инструменты... Вот только насколько следуют партии собственным идеологическим декларациям? Kто ждет либерализм в Украине? И сам собою напрашивается ответ: в Украине либерализм никто не ждет. А если ни одна политическая сила не верит в потенциал либерализма, то не означает ли это вытеснение объективной общественно-экономической потребности и тем самым консервацию возможностей для развития Украины? Надежду вселяет то, что подспудно потребность именно в либеральной идеологии принимается. Дело только в том, кто выведет либерализм из сферы политического подсознательного Украины и сделает серьезную ставку на либеральный „бренд”...

Лібералізм: теорія і практика
Новини ЛДПУ
 
Новітня історія ліберальних демократів у форумах


© 2005 Ліберально-демократична партія України.
Прес-служба ЛДПУ: [email protected]. Для зауважень та пропозицій: [email protected]
У разі використання матеріалів сайту посилання на www.ldpu.org.ua є обов'язковим.
Розробка та дизайн УРА Internet