Ліберально-демократична партія України
https://www.ldpu.org.ua/ukr/liberalism/5596690e87105/

Яків Гольденберг: Ліберальні візії та передбачення

03.07.2015, 16:50
Беседа четвертая:
Международное право и конец "империи зла-2"


Эту беседу мы будем с вами вести на втором украинском языке, т.е. на том языке, который сейчас называется русским.

Кстати, в одном из современных исследований, имеющем косвенное отношение к языковым вопросам, приведена такая цитата:"Настоящий бeлорусский язык есть вeсьма любопытный памятник, который наши ученые должны были бы тщательно изучать, потому что он многое объясняет в русских лeтописях и в филологии нашего языка. Его можно назвать отцом вeликороссийского нарeчия. Это, вeроятно, тот самый язык, которым говорили в Пскове и Новгороде при варягах. Энциклопедический лексикон. Санкт-Петербург, 1836. Т.7. с. 569".

C учетом современных знаний можно сказать – одним из отцов.

Датчанин Даль сначала назвал свой великий труд "Толковый словарь великорусского наречия русского языка" (1863-1866). Cто пятьдесят лет назад политика рукой цензуры победила языковедение, и заглавие словаря Даля было изменено.

Общее и отличное в агрессивной языковой политике Российской империи и СССР мы надеемся проанализироватьв другой раз.

Вы все знаете это наречиехорошо, а я предполагаю при случае использовать без специальногопереводаматериалы этой беседы для информированиянаших друзейв стане противника, которые поддерживают нас.

Как вы помните, в предыдущей беседе мы отложили на будущее анализ политики агрессора, который сейчас атакует нас за движение к цивилизации, и затеяли весьма нужный разговор о либеральном методе. Напомню, что абсолютного универсального метода гуманитарного познания не существует, но ценности и системный подход должны помогать. Либеральный мыслитель не должен бояться самоидентификации, должен придерживаться своих ценностей и уважения к другой мысли. Либеральный метод в политике должен быть историческим, честным, всесторонним, смелым и интеллектуальным. Мы не уходимот честного анализа сложных вопросов и противоречий, заложенных в том числе и в основных принципах международных отношений и отношений внутри государств.

Хоть это и не является сегодняшней нашей темой, но коротко скажу, что либерально-демократическая теория национального самоопределения позволяет рассмотреть совместно такие основные принципы, как принцип государственного суверенитета и принцип национального самоопределения. Более 20 лет назад мы в партии развивали подобные разработки британских и австралийских исследователей. В случае т.н. донбасского сепаратизма, а фактически - российской агрессии, эта теория неприменима, вследствие отсутствия темы национального самоопределения как таковой.

Для черного юмора можно процитировать предводителя агрессора, который проболтался на митинге-концерте, посвященном годовщине "отжима" Крыма. России придется преодолеть трудности, которые она сама себе создает, выдал он. Это правда, но и показатель беспримерной наглостии безответственности. Главное же в этом потоке "сознания" следующее: "Мы всегда считали, русские и украинцы – один народ. Я и сейчас так считаю. Нужно, чтобы Украина прошла нынешний сложный период, как можно быстрее. И восстановила нормальные межгосударственные связи с Россией".

Если имеем один народ, то как можно Путину у своего народа что-то отжимать, тем более против своихвоевать? Еще и угрожать ядерным оружием. Если это русская гражданская война, то почему она не происходит на территории России? Если один народ, то от когозащищать русских?

Что натворил этот мелкотравчатый ленин-гитлер-сталин в "одном флаконе", с ядерной "гранатой" в чемоданчике, уже понял цивилизованный мир.

Возможно ли в исторической перспективе восстановление связей, и кого с кем, будем еще говорить.

И предыдущие наши беседы, и статьи аналитиков подтверждают, что искать какую-то понимание права, международных отношений, логику, системность в речах Путина бесполезно. Кроме логики завоевателя, которую изобрел, разумеется, не он.

Питерский социал-демократ Канюков: "Россия любит Украину, очень любит людей в Украине и безгранично любит украинскую территорию. Ради людей и территории (и материальных ресурсов – Я.Г.) Украины Россия будет бороться до последнего. Россияне готовы потерять работу, пережить экономический кризис, отправить своих детей воевать. В общем, Россия ради Украины перегрызет глотку любому, в том числе плохим украинцам, полякам, солдатам иностранных военных частных армий и всем прочим нелюдям. Причем, я не сомневаюсь, что обычные россияне делают все это искренне, с четким осознанием своих национальных интересов и ощущением моральной правоты в своих недавно окрепших кулаках. Это обычные россияне, про таких еще в те далекие времена, на последних секундах своей сожженной жизни, Ян Гус сказал:"Святая простота".

Владимир Климчук показал в своей статье ( https://www.ldpu.org.ua/party-news/comments/551071e48a71b/ ) конфликт модерного и архаического сознания. Мы же постараемся с вами последовательно показать, какие нормы права нарушил и что хочет создать Путин, а также то, чем все это может и должно закончиться.

Международное право

Обычный гражданин не очень сведущ в этих научных понятиях. Он когда-тоизучал историю по-советски (т.н. "историю СССР с древнейших времен до наших дней"), и что-то примерно знает, кто кого когда завоевывал, особенно Россия, но совершенно не представляет, какие в действительности события происходили, какие обычаи, правила, нормы, отношения были общепринятыми в то или иное время, и многого другого. История в таком восприятии превращается в цепь простых конфронтаций, в которых побеждали преимущественно"наши". Они же, разумеется, были всегда правы. О праве как дефиниции, системе общепризнанных норм и отношений, в том числе о международном праве, никакого понятия не было.

Только недавно вместо понятия "государства и права"в нашей новой стране установилось понятие "права". Т.е., наконец, было принято, что право не есть производным от государства, а есть понятиеболее общее.

Не углубляясь в античность (Paxromana), скажем, чтоуже в 16-м ст. н. э. вырабатывались основы современного гражданского,военного и международного права. Далее основные принципы мирного сообщества наций были сформулированы в 1795 году Иммануилом Кантом (трактат "К вечному миру"). Он описал культурные и философские основы будущего объединения Европы, т.е. фактически сформулировал идею Лиги Наций, которая разрешала бы конфликтные ситуации и обеспечивала сохранение и укрепление мира между государствами. В 19-м ст. труд швейцарского правоведа Иоганна Каспара Блюнчли"Современное военное право" лег в основу документов Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 г.г.

Что касается практики, начнем с Вестфальской системы. Вестфальский мир 1648 года был заключен после Тридцатилетней войны - первойпаневропейской войны, знаменовавшей конец эпохи Средневековья.Нидерланды и Швейцария, как и ряд немецких княжеств, получили суверенные права. Суверенитет был признанкак обязательный принцип, присущий государству. Получили легитимность тезис 1555 года (чье государство, того и вера) и юридический принцип неприкосновенности суверенных государств. Т.е. начал работать принцип договоренности в формуле системы равновесий, и малые государства продолжали существовать наряду с крупными. Поэтому только в Европе сохранились Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино. Если кто-то из сильных стремился расширить свою территорию за счет малых и слабых, подняться над другими крупными, то получал в ответ коалицию - договор о военном союзе оппонентов агрессора. Что и получила, например,Россия (Крымская война 1853-1856 г.г.).

Вестфальская система утвердила полный суверенитет как верховенство государства на своей территории и в межгосударственных делах, легитимизовала понятие "национальное государство" с его границами, функциями и обязанностями. Был установлен баланс сил великих держав. Этническая основа понятия "нация" стала политической. Был сформулирован базовый принцип "система коллективной безопасности".

Вестфальская система с определенными изменениями просуществовала до Первой мировой войны (1914—1918 г.г.) и была самой продолжительной в модерной истории.

По завершении Первой мировой войны на основе ряда договоров (Версальский 1919 г. и др.), соглашений, заключенных на Вашингтонской конференции 1921—1922г.г., Локарнской конференции 1925 г. сложился новый мировой порядок - Версальско-Вашингтонская система международных отношений.

Европейская (Версальская) часть этой системы в определенном смысле стала шагом вперед в развитии международного права. Рейнский пакт обязал его участников гарантировать "индивидуально и коллективно" сохранение территориального статус-кво, в частности неприкосновенность границ, установленных Версальским договором. В случае несоблюдения кем-либо из государств принятых обязательств остальные участники Пакта обязались предоставить помощь той стороне, против которой будет направлен "неспровоцированный акт агрессии". Был принят Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (пакт Бриана-Келлога) 1928 г. Была, наконец, впервые практически реализована идея Лиги Наций (1934).

Устав Лиги допускал возможность введения международных санкций против страны-агрессора, начиная от экономической блокады и кончая использованием военной силы.

В европейской политике изначально были заложены противоречия. Итоги мировой войны были зафиксированы странами-победительницами. Побеждённые, лишенные колоний и части своих территорий, а также вновь образованные на месте империй страны оказались перед рядом проблем.Проблемы Германии привели в дальнейшем к созданию агрессивного нацистского государства. Воссозданная после ряда исторических разделов Польша получила восточные земли Германии, Румыния — Австро-Венгерскую Трансильванию (значительную часть населения составляли венгры), часть приграничной с Болгарией территории. Сербия стала ядром Югославии (королевства сербов, хорватов и словенцев).

Россия не была в стане побеждённых и могла реально участвовать в мировой политике, но не совершила цивилизованный переход от империи к республике и была ввергнута в гражданскую войну, после чего империя была воссоздана под коммунистическим флагом. До сепаратного Рапалльского договора 1922 года между Германией и РСФСР коммунистическое правительство не было признано никем. Новый субъект мировой политики - СССР признавался рядом государств с 1923 по 1935 год, вступил в Лигу Наций в сентябре 1934 года, а в декабре 1939 года ​был из нее исключен (за агрессию против Финляндии). Формальный отказ СССР от мировой революции и пропаганда осажденной крепости (которую никто не собирался штурмовать) длительное время прикрывали планы мирового господства.

Украина ненадолго обрела субъектность, но затем по факту была разделена между непризнанной коммунистическойРоссией (формально была создана марионеточная "УСРР") и Польшей. Через много лет правительство в изгнании передаст свои символы президенту независимой Украины Кравчуку. Как мы утверждали тогда – слишком рано.

Участвовавшие в мирном процессе США внесли в него реальный вклад. Идея "паксамерикана" сформировалась в конце XIX в., когда США вышли на первое место в мире по ВВП (1894 г.), и легла в основу формирования основных принципов современного мира и международного права. План президента В. Вильсона считался образцом "политического идеализма". Вильсон сформулировал "14 основных принципов" послевоенного мира, предполагавших обеспечение свободы торговли и мореплавания, учет интересов народов колониальных стран, коллективное решение спорных вопросов, гарантируемое Лигой Наций.
Конгресс США вследствие влияния сторонников изоляционизма не одобрил условия Версальского мира и Устав Лиги Наций. В то же время США стали кредитором европейских стран.США не вошли в Лигу Наций и подписали с Германией в 1921 г. отдельный мирный договор.

Вашингтонская система распространилась на Азиатско-Тихоокеанский регион. Соглашениями были зафиксированысоотношение сил в Тихоокеанском бассейне, ограничения морских вооружений.

Мир перестал быть евроцентричным, международная система стала планетарной.

Небольшая ремарка. Идея Соединенных Штатов Европы, возникшая еще после создания США, оживлялась перед первой мировой войной, после войны получила определенное воплощениев Лиге Наций, возрождалась после Второй мировой войны (Цюрихская речь Уинстона Черчилля (1946 г.), начинает реализовываться в наше время. Коммунистами идея была раскритикована (Ленин, 1915 г.), т.к. они представляли себе только одни Штаты – всемирные коммунистические. Россия всегда была против того, чтобы в Европе доминировалодругое государство, и сейчас ее не устраивает идея единой Европы. Теоретическикогда-нибудь Россия смогла бы быть на равных с Великобританией, Францией или Германией, но она никогда не сможет быть равной объединенной Европе, которая намного превосходит РФ в экономике.

Пакт "Риббентропа-Молотова" о разделе Европы между двумя тоталитарными государствами подорвал систему европейской безопасности. Началась вторая мировая война.

Когда Германия напала первой на СССР, начала складываться антинацистская коалиция, в которую в конечном счете вошли 53 государства (еще 5 союзников Германии перешли в их число). Противоречия между демократическими участниками коалиции и тоталитарным СССРникуда не исчезли. В переговорах учитывались сложившееся международное право, нарушенное Германией (и СССР также), и разные подходы участников к переделу мира. В Тегеране (1943 г.) обсуждались создание международной организации по безопасности (будущей ООН), вопросы будущей Германии, польских границ, статуса балтийских республик. В Ялте (1945 г.) была принята Декларация об освобождённой Европе, предполагавшая восстановление суверенных прав народов и право союзников совместно помогать этим народам улучшать условия для осуществления этих прав.

После победы союзникиразделили Европу на зависимый от СССР социалистический лагерь и демократическую Западную Европу.Силезия и Померания были переданы Польше ("взамен" украинских земель, занятых СССР в 1939 году). СССРсохранил за собойБалтию,получил в 50-летнюю аренду Восточную Пруссию с Кенигсбергом, вернул себе утраченный в 1905 г. Южный Сахалин, получил Курильские острова, формально независимую Монголию, китайский Порт-Артур (в аренду) и в совместное пользование с Китаем Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД). Были советские военные базы в Финляндии и других странах.

На конференциях в Тегеране, Думбартон-Оксеи Ялте было решено, что в основу деятельности ООН при решении вопросов обеспечения мира будет положен принцип единогласия великих держав — постоянных членов Совета Безопасности имеющих право вето. СССР хотел получить в ООН 16 дополнительных мест - всех союзных республик, но получил 2 места - Украины и Белоруссии.

После войны сложилась новая система международной безопасности, которая теоретически основывалась на развивающемся международном праве, а фактически - на системе баланса сил между НАТО и ОВД, т.е. по принципу взаимно обеспеченного уничтожения (mutually assured destruction). Принципы территориальной целостности и нерушимости государственных границ были в основепослевоенного миропорядка. Хартия ООН определяет, что главная задача организации - "сохранение международного мира и безопасности" (ст. 1), но мир обеспечивался не дипломатическими средствами, а отсутствием т.н. способности первого удара (first strike capability).

В т.н. "паксамерикана" национальные интересы США сходились с интересами других стран. "Пакссоветика" не нашел поддержки у порабощенных советским социализмом стран. В итогеСША получили союзников, СССР - оппонентов.

ООН стала символом и формальным гарантом послевоенного мироустройства, но не смогла помешать локальным войнам и конфликтам. Первым серьезным испытанием стала корейская война (1950-1953 г.г.), в которой демократическая коалиция получила мандат ООН.

С подписанием Хельсинкских соглашений(1975 г.) начался новый этап развития международного права, в котором принципы территориальной целостности и нерушимости границ нашли свое ключевое и определяющее место.Растущая экономическая зависимость вынудила СССР участвовать во всеобщих изменениях системы международных отношений,- т.н. разрядке. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе зафиксировало принципы, призванные обеспечить мир, безопасность и сотрудничество. Заключительный акт открывался Декларацией принципов, на которые должна опираться общеевропейская система международных отношений: суверенного равенства, взаимного отказа от применения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничества между государствами, добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Совет Европы- международная организацияв европейском пространстве - был основан 5 мая 1949 г. Лондонским Соглашением, подписанным десятью странами-учредителями на основе положений речи Уинстона Черчилля в университете Цюриха 19 сентября 1946 г., в которой он призвал к созданию "соединенных государств Европы". Этот договор сейчас известен как Устав Совета Европы. Основным уставным условием для вступления стран в Совет Европы является признание государством-кандидатом принципа верховенства права, обязательство обеспечить права и основные свободы человека всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, эффективно сотрудничать с другими государствами с целью достижения целей СЕ. Членство открыто для всех европейских государств, которые признают принцип верховенства права и гарантирующих основные права человека и свободы для своих граждан.Украина с 1995 года входит в Совет Европы.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года служит основой для деятельности европейского суда по правам человека.

Ядерное сдерживание в т.н. холодной войне, гонка "звездных" вооружений, экономические проблемы, афганская авантюра привелив конечном счете к экономическому поражению СССР и его распаду. Официальной наследницей Союза стала Российская Федерация.

Действующая после Хельсинки и до последнего времени система международных отношений, особенно в Европе,позволиладалее развивать международное право, в том числе в области прав и свобод человека, уходить от устаревших понятийвоенного соперничества, территориальных завоеваний, сфер влияния и других атрибутов прошлого. В Европе реально функционировала система безопасности, основанная на взаимодействии ЕС, СЕ, ООН и НАТО.

Отказавшаяся от стратегических и, особенно, от тактических ядерных сил, под гарантии ведущих ядерных держав, Украина рассчитывала на суверенитет и территориальную целостность.Правящая квазиэлита Украины не отстаивала национальные интересы,не строила эффективное государство, уничтожала армию.

Как нарушалось международное право и как его пытаются восстановить

Несмотря на участие РФ в международных структурах, допуск в G7, системы безопасности, на отсутствиетерриториальных претензий к ней, Россия начала регулярно создавать очаги напряженности в Европе и мире, реанимировать понятия о сферах влияния, декларировать особую безопасность для себя, в том числе от европейской ПРО,требовать неких "полномасштабного суверенитета" (которомуникто не угрожает), политического равенства на международной арене (предоставленияособых прав игнорировать принятые международные нормы?). Как отмечает политолог Шевцова, российская политическая мысль полна следов т.н. концепции "унижения", особенно в той ее части, которая нацелена на внешнюю аудиторию. В центре этих требований лежит признание того, что Россия не в состоянии следовать международным правилам и не может измениться. РФ готовилась к завоеваниям, воссозданию империи в новых границах, созданию военных баз в разных частях мира.Мечтой России стало признание ее великой державой, претендующей на равное участие в мировых делах со США, "раздел сфер влияния" с ними.

Для начала надо было дискредитировать и по возможности сломать новую систему международного права. Серьезным предупреждением миру стала российско-грузинская война 2008 года. Маскировка событий на территории Грузии под национальные конфликты отвлекла ведущие демократические страны, и должной реакции на действия агрессора не последовало.

Стремление соседей к суверенитету - для РФявление непонятное, которое не укладывается в стратегию имперского мышления.Когда Украинанаконец не на словах, а на деле решила идти по цивилизованному пути, аннексия Крыма, дальнейшая необъявленная война перечеркнули принципы Хельсинки, можно сказать - даже Вестфальской системы.

Модифицированный "Пакссоветика" нацелен на реванш. Путин назвал крушение СССР крупнейшей геополитической катастрофой XX века и высказался в пользу его возрождения в том или ином виде. ОнпредлагаетСША раздел сфер влияния подобно ялтинскому разделу, т.е. вернуться на 70 лет назад, разрушив современную правовую систему. Но сейчас нет коалиции победителей и нет победителя – СССР, а есть элементарный ядерный шантаж.

Путин высказывал претензии Западу в нарушении обещания НАТО не расширять свои границы. Но фактически ни одного официального документа с таким обещанием не было.

Коротко о т.н. "русском мире". В 2004 г. на восьмом Всемирном русском народном Соборе митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл презентовал доклад под названием "Россия и православный мир". Цитата: "Сегодня пришло время для систематических и серьезных инициатив по консолидации православного мира на всех направлениях". С восхождением на престол Кирилла и переизбранием на третий срок Путина "русский мир" превратился в навязчивую идею. Путин убеждает, что Запад хочет уничтожить православие, русскую культуру и духовность, и что Кремль якобы защищает эти ценности.

Современные цитаты. Кирилл:"Безбожие (в Украине) становится государственной идеологией, в результате чего гибнут люди, разрушаются святыни, хулится имя Божие".Всеволод (Чаплин):"Мир долгим не бывает, мир сейчас долгим, слава Богу, не будет. Почему я говорю "слава Богу" - общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни, - это общество, оставленное Богом, это общество долго не живет. Вот баланс между светскостью и религиозностью в конце концов, наверное, выправит сам Бог, вмешавшись в историю и послав страдания. Страдания, которые в этом случае пойдут на пользу. Потому что они позволят опомниться тем, кто слишком привык жить тихо, спокойно и комфортно. Придется пожить иначе. И вот тогда настоящий баланс снова нарисуется".

Логика "собирания земель" в пределах "русского мира" продиктовала политику по отношению к Украине.Поддержка руководством РПЦ войныпротивУкраины, фактически ее пропаганда,- превратилицерковь в воинствующую секту, не имеющую отношения к Христу.В связи с этим перед УПЦ (МП), до сих пор находящейся с РПЦ в молитвенном общении, стоит огромная проблема.

Для многих людей вопросы права не имеют фундаментального значения. В России ныне – почти ни для кого: ни для специалистов, ни для институций.

Действия России против украинского суверенитета нарушили Устав ООН, Декларацию о принципах международного права 1970г., Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государства 1965 г., Хельсинкский Заключительный акт 1975 г., Будапештский меморандум 1994 г.; российско-украинские межгосударственные договоры и соглашения, в первую очередь – "большой" договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве; соглашения по Черноморскому флоту (денонсированные теперь захватчиком "за ненадобностью");о государственной границе; о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, ряд других соглашений.

В конечном счете, по Конституции РФ, "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора", т.е. вхождение Крыма в состав РФ, утвержденное Госдумой и Советом Федерации, не становится легитимным, а только усугубляет преступления гаранта Конституции - президента РФ. Путин нелегитимен согласно Конституции РФ, и подлежит немедленному отстранению от власти путем именно конституциональных механизмов, включая импичмент.

Итак, была нарушена международная договорная система. Может быть разрушен консенсус, на котором строятся ценности цивилизации,которые в начале XXI века оказались незащищенными. Испытанию подверглось принципиальное отношение к суверенитету и коллективной безопасности. Наметилась попытка возврата к двухполярного противостоянию по линии демократия-тоталитаризм.

Путин открыл ящик Пандоры. Если другие пренебрегут Хельсинкскими соглашениями, то Финляндия потребует Выборг, Германия – Кенигсберг, Украина – Слобожанщину, Кубань, Ростов, Таганрог, Краснодар. Япония потребует острова, Китай "прихватит" Тайвань, значительные территории России. Иранактивизируется, а за ним – егососеди. Многочегоещеможетпроизойти. Поэтому чрезвычайно важным является наказание агрессора (не его умиротворение) и восстановление хельсинкской и мировой системы.

В ответ на нарушение РФ принципов Хельсинки образовалась коалиция западных демократических государств, поддержанная другими странами - членами ООН. Россия оказывается в определенной экономической и моральной изоляции.Санкции, снизившиеся ценына нефть сказываются на российской экономике.

Международное сообщество не имеет четко прописанных правил наказания агрессора за посягательство на национальные границы суверенных государств, если агрессор – постоянный член Совета Безопасности ООН, к тому же ядерная держава. В Британском Содружестве,например, за нарушение принципов демократии возможно автоматическое исключение.ООН также имеет право на акции наказания вплоть до лишения нарушителя членства в ООН. Однако практически сделать этомалореально. Но нельзя постоянному члену обозначать ответственность в СБи разрушать устои, на которых стоит ООН. Ситуация требует серьезных изменений. На вызов агрессора ООН требует нового функционального устава. Положение, когда победители в войне до сих пор занимают места почетных постоянных членов Совбеза, не соответствует новой расстановке сил. Демократические Германия,Индия, Бразилия, Япония лишены этого. Необходимо также новое положение о миротворческих силах и их функции, согласно которому миссию миротворца можно предоставлять только стране нейтральной, не соседней и незаинтересованной, тем более не фигуранту конфликта.

Демократические страны надеются восстановить мировой порядок. Можно сказать и о недемократических странах. Российская пропагандауверяет, что Китай является чуть не союзником России в противостоянии Западу.Это не соответствует истине. Например, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил: "В украинском вопросе Китай придерживается объективной и справедливой позиции. Мы уважаем независимость, территориальную целостность Украины… Что касается крымского вопроса, то за этой проблемой стоит целый комплекс причин. Мы также надеемся, что этот вопрос будет решен посредством диалога". Экономические отношения США и Китая укрепляются на фоне ухудшения отношений России с западными странами. Ли Кэцян: "Необходимо отметить, что между США и Китаем есть разногласия, но между нами еще больше общих интересов. Одним из ярких моментов в двусторонних отношениях является то, что Китай и США в настоящее время ведут переговоры по двустороннему инвестиционному соглашению BIT (Bilateral Investment Treaty). Конечно, переговоры займут определенное время, но это уже сигнал всему миру, что китайско-американские торгово-экономические отношения станут еще теснее".

В развитие конфронтации РФ движется к разрушению Договора по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД) (1987 г.). Министр обороны США Эштон Картер: "Набор мер, которые мы (в ответ на нарушение Россией Договора РСМД)рассматриваем, может включать активные методы защиты от ударов крылатых ракет средней дальности с наземным стартом, построение инфраструктуры противодействия и компенсирующее развертывание ударных систем для защиты Соединенных Штатов или союзных стран".Т.е. в ответ на развертывание в Калининграде "Искандеров" с баллистическими или крылатыми ракетами в соседних странах могут появиться американские ракеты, за 5-7 минут долетающие до Кремля, Генерального штаба и других ключевых объектов. В Балтии появились войска членов НАТО. Отрабатываются планы и механизмы быстрой переброски в балтийский регион натовских сил быстрого развертывания.

Гибридная глобальная политика Москвы проверяет на прочность мировой порядок, но может привести Россию к краху.СССР прикрывался мирной риторикой. В РФ войну с Грузией назвали "операцией по принуждению к миру". Теперь, если посол заявляет, что размещение элементов противоракетной обороны сделает Данию мишенью для российских ракет, он должен рассчитывать на реакцию НАТО. То, как спокойно в России рассуждают сегодня о возможности "ограниченной ядерной войны", иностранными партнерами воспринимается с изумлением. Со времени Карибского кризиса 1962 года в межгосударственных отношениях существовало правило: тема ядерного оружия не может быть поводом для истерики, а угроза его применить - разменной монетой при обсуждении региональных конфликтов или территориальных споров. Признание Путина в известном фильме, что он был готов задействовать ядерное оружие для отстаивания притязаний на Крым, это неформальное взаимопонимание нарушило. Мы трактуем это как признак политической неуверенности.

Мировой порядок будет восстановлен. Об этом говорят все политические, экономические и военные расклады. В этой беседе мы не прогнозируем, когда это произойдет.

Цель и миссия Украины

Мы не прогнозируем также, насколько быстро Украина станет реальным субъектом мировой политики, о чем она только заявила на Майдане. Для этого нужно победить много драконов, в т.ч. "пятую колонну", коррупцию, а главное,- убеждение, что все будет сделано за нас. Мы должны решить, что сами можем сделать.

Ближайшие цели озвучены: возвращение оккупированных территорий, НАТО, Евросоюз.

Мы говорили с вами ранее о Киеве как сакральном центре – втором Иерусалиме, центре восточнославянской цивилизации, откуда она и пошла на северо-восток, чего никто не отрицает. С юмором можно отнестись к проекту памятника Владимиру в Москве, но такая условная преемственность только подтверждает, что Москва со своими амбициями чувствует свою вторичность. Выходцы из Киева (варяги, местные славяне – условно украинцы) основали Москву, через много лет помогли создать империю как интеллектуально (реформа церкви и образования, в том числе языка и точных наук), так и в военном смысле, затем воссоздать ее в виде СССР, за что украинцыв принципе несут ответственность.

Небольшая ремарка. Как свидетельствует Андрухович, в непропутинских "либеральных профессорских" кругах типичным есть мнение о неперспективности зачеркивания причастности Украины к "взлетам" общего государства. Им важно подчеркивать, что наши "киборги" часто говорят на русском. Мы жеговорим совсем об ином: об ответственности квазиэлит за содействие империализму ио миссии, состоящей в уничтожении новоявленной империи зла.

Когда Табачник доказывал, что "русские" победят на выборах и будут править Украиной, он не сказал, какова дальнейшая цель этих "русских". Я спрашивал: ну вот вы победили, а что дальше? То ли делать в Украине "вторую Россию", то ли завоевать "первую"? Первое было сомнительно исторически и фактически, а второе – нереально. Ответ был прост – они могли только сделать Украину колонией России, и до этого почти дошло. Тогда никто не хотел этого признавать, но конечном счетев это и вылилась деятельность ПР, КПУ и НП, и от ответственности этим партиям не уйти.

Сейчас сомнительно даже при возвращении территорий рассчитывать на восстановление нормальных отношений с РФ, не только межгосударственных, но и человеческих. Я неоднократно говорил в разных беседах о колоссальной пропасти между государствами, которую вырыл Путин. Виктор Небоженко говорит, что целое молодое поколение украинцев и россиян поссорилось навсегда. Разумеется, он имел в виду украинцев по гражданству. Думаю, что не одно поколение.

Кроме того, нет никакой гарантии, что агрессия не повторится. Поэтому конечной целью должен быть демонтажимперии. Для наших западных друзей пока это кажется слишком резким и опасным. Европу устраивал формат страны-"бензоколонки". Столкновение Китая и России было возможно, и в достаточно мирной форме аннексии юго-восточных территорий.Тогда США могли вмешаться как гарант по возможности мирной демилитаризации этого пространства. Переформатирование евроазиатского пространства – очевидная необходимость, и его нужно реально планировать. Первая Русь есть, и никуда не исчезала, а со "второй" миру придется что-то решать.

В упомянутой в начале беседы статье Климчука был намечен очевидный дисбаланс РФ. 15% мировой территории, но 1,5% мировой экономики, 2% мирового населения. Еще не оцененная доля мировых ресурсов, которые принадлежат государству, отличающемуся геноцидом собственного народа. Все читали о том, что Россия при другой истории могла бы иметь до 600 млн. населения.

Раздел территорий РФ между новыми миролюбивыми государствами – бывшими федеративными субъектами, "сжатие" ее агрессивной части до пределов Московского княжества, ликвидация ядерных арсеналов - желательный конечный результат.

Демократической Украине чужие территории не нужны, но при желании ряда пограничных западных областей России вернуться в состав Украины их можно было бы принять. Для этого нам в первую очередь нужно быть привлекательными самим. Поэтому мы должны развиваться сами, несмотря на войну (а в некоторых случаях благодаря ей). Международное сообщество, с одной стороны, должно оказывать больше помощи Украине в ее попытках реформировать свою экономику и создать компетентное государство как барьер против России, но cдругой стороны - усилить контроль за использованием этой помощи.

Стратегия и инициативы

Украина старается выстоять в войне с Россией, но победить только защитной стратегией невозможно. Нужны нестандартные и асимметричные действия.

Надо развивать инициативы: возрождение ГУАМ, очередное возвращение к контримперскому проекту сообщества свободных наций от моря до моря (Балто-Черноморского союза), расширение сотрудничества с другими структурами (Вышеградской четверкой, например).

Можно представитьи такую новую политическую идею, которая позволит изменить отношение НАТО к Украине. Речьи дет об инициировании такого политического образования, как конфедерация Украины, Польши и Литвы. Наша территория тогда становится защищаемой НАТО. Даже не будучи до конца реализованной, эта идея может дать эффект.

Пропаганда, в настоящее время официально признанная необходимой правительством, должна вестись нестандартно и агрессивно. Бессмысленно бороться с донбасским фейком, но надо 24 часа в день напрямую обращаться к россиянам и напоминать обих коллективной ответственности, подобнойтой, которую сполна испили немцы 70 лет назад. Сейчас это касается не только Путина, "добровольцев"-нацистов, "казачков", чеченцев, осетин и бурятов. Это касается всех россиян. Когда мы говорим об асимметричных действиях, мы понимаем под этим не только адекватные (т.н. чрезмерные) ответы на нападения бандформирований; не только перенесение "внутрирусской" (как вытекает из путинских слов)войнынепосредственно на "русскую" территорию, хотя и это возможно. Важно обращаться к украинским гражданам, находящимся в России, российским гражданам – украинцам, всем мыслящим гражданам; поддержать оппозицию, которая поймет всю серьезность положения и ответственности.

Украинская армия должна модернизироваться чрезвычайными темпами. Надо очистить контрразведку, которая напичкана российскими агентами. Тратятся средства на ремонт устаревшей бронетехники, но не налажена элементарная связь. Разведка перехватывает разговоры между командирами врага, но на самом деле Россия опережает нас в сфере радиоэлектронных и других современных средств ведения войны. Эту сферу нужно немедленно усилить путем внедрения молодых технологов и инновационных технологий, немедленного создания новых производств.

Специалисты считают, что для обеспечения обороны Украины нужно вооружить, по меньшей мере, один процент украинского населения, то есть - 450 000 воинов. Нужно строить новую армию вокруг ядра добровольческих формирований, ввести целевую программу образования подразделений территориальной самообороны, как в Израиле 50-х. Тогда государство находилось на осадном положении, была полная многоотраслевая мобилизация всех ресурсов.

Народ, который не понимает, за что он должен бороться, никогда не будет поддерживать военных планов высшего руководства государства. Нельзя бить в набат и поднимать уровень ощущения опасности, когда с экранов говорят о неизбежности дипломатических мер как единственного средства обеспечения мира. Украина нуждается в деятелях, которые готовы ее вести к победе, а не принимать миротворческие позы.

Скажут о несовместимости либерализма и демократии с милитаризацией общества. Но прежде всего они несовместимы с нарушением права и колониальным порабощением.
© 2005 Ліберально-демократична партія України.
Прес-служба ЛДПУ: [email protected]. Для зауважень та пропозицій: [email protected]
У разі використання матеріалів сайту посилання на www.ldpu.org.ua є обов'язковим.
Розробка та дизайн УРА Internet