Головна Контакти Карта сайту




28 March, 2024
Ліберально-демократична партія України
UKR     RUS     ENG
Свобода кожного - основа свободи всіх


Партія
Новини ЛДПУ
Кандидати та активісти
Лібералізм: теорія і практика
Інститут Лібералізму
Голосування
Фотоархів
Запитання і відповіді

Вхід



Адам Кузнец: Зміна влади як найгостріша необхідність

12.12.2013

Адам Кузнец /
Версія для друку
Друкується мовою ригіналу


Буквально все, что пишет автор, прекрасно известно, но под влиянием самих событий, естественного превалирования дефиниций моральных, политических, глобальных о нашей реальной экономике комплексно в самой Украине пишут мало. Каждый о своем: общественная организация, объединяющая банкиров, говорит о проблемах банков, биржевики о биржевых инструментах и т.д. Владельцы же крупнейших бизнесов, организовывавшие в свое время большие экономические форумы, взяли некую паузу. Предчувствие катастрофы есть, но закаленные в чисто конкретных битвах сверхбогатые ничего не боятся. Смотрят на это дело философски. Ведь есть запасные аэродромы. Народ же за четверть века столько испытал, то не боится тоже. В конце концов, есть жизнь и после дефолта.

Не говоря языком политики, оставаясь в экономических координатах, можно утверждать, что этот президент вместе со своим экономическим блоком в АП и правительстве абсолютно неспособен ни противостоять отрицательным тенденциям экономики, ни тем более решать проблемы в условиях жестокого кризиса.

Автор говорит: "Янукович заблудился в трех экономических соснах. Ради обогащения и укрепления личной власти он пожертвовал инвестиционным климатом Украины. Пытаясь удержать благосклонность населения — влез в долги и растратил резервы. Чтобы расплатиться по кредитам — не стал подписывать торговое соглашение с Европой. Экономика Украины находится в тяжелом кризисе, который перерастает в финансовый. Это сделает выживание режима Януковича невозможным. Отказ подписать торговое соглашение с Евросоюзом и применение силы в отношении участников протестных акций привело к быстрой эрозии политического доверия в Украине. Режим Януковича, разочарование в котором и без того росло, начал семимильными шагами приближаться к своему финалу… одновременно (с политическим – А.К.) в стране начинается системный финансовый кризис. Отсрочить его могут лишь кредиты, которые Украине не хочет давать ни МВФ, ни Россия. МВФ, на игле которого Украина сидит с 2008 года, выдвигает условиями кредита освобождение курса гривны, заморозку зарплат и пенсий, повышение цен на газ".

Догадаться выхватить на переговорах "из цилиндра" бредовый расчет Гееца на 160 млрд. долл в качестве платы за ассоциацию (т.е. за льготный режим торговли!) – это надо было уметь. С Китая живые деньги не "содрать". А Россия – это ТС и сдача еще не до конца уничтоженных военных заводов. Это и без Майдана однозначно досрочные выборы. Цугцванг налицо.

"Рядовое соглашение о торговле с Европой стало для украинцев символом другой жизни: общественного и экономического устройства, основанного не на блате, привилегиях и откатах, а на честных и одинаковых для всех правилах игры". Истинно так.

По данным статьи, ВВП в первом полугодии 2013-м упал на 1.3%, промышленность за 10 месяцев – на 5,2%. Экономического роста нет с весны 2012 года. Два года не растут цены — и потребительские, и промышленные. Замедляется рост заработных плат и доходов населения. В январе-ноябре выпуск автомобилей упал на 39,8%, стальных труб — на 22%. На стимулирование спроса — и потребительского, и инвестиционного у правительства нет денег. Украинский экспорт в январе-сентябре упал на 6,5%. С 2005 года страна ни разу не заканчивала год с положительным текущим сальдо. В этом году импорт за 9 месяцев превысил экспорт на 15,5%, в 2012 году — на 15.9%.

Девальвировать же гривну на 15-25%, что повысит конкурентоспособность украинских товаров и туризма, снизит привлекательность импорта, никто не хочет. Тут простой расчет сохранения стабильности околобюджетных оборудок (обналичка, кредиты, возврат НДС, "тендеры" и т.п.). Да и свои банки в проигрыше. Поэтому продолжается неравный бой за стабильность гривны. С конца 2010 года международные резервы Украины снизились с $34,6 млрд до $18,7 млрд. А курс почти не менялся. Стабильность гривны - в данных условиях неконкурентоспособность, финансовая система теряет устойчивость. Дефицитный текущий счет не балансируется инвестициями и займами. Прямые иностранные инвестиции в первом полугодии сократились в 2,7 раза, до $1,4 млрд.
Автор перечисляет причины кризиса экономики.

В первую очередь это очередное снижение цен на чермет (треть экспорта). В январе-сентябре 2013 года экспортная выручка от продажи металлов уменьшилась  на 9,6% по сравнению с этими месяцами 2012 года. Рассчитываемый МВФ индекс цен с начала 2011 года упал на 30%. Цена на железную руду сейчас на 27% ниже, чем в начале 2011 года, а алюминия — на 34%.

Второе - сравнительно дорогой газ. И, заметим, дешевый для населения. Хотя разумное повышение цены для владельцев, отапливающих усадьбы по цене 300 долл. за 1000 м.куб., давно назрело, Янукович продолжает торговаться с МВФ.
Третье – нагрузка бюджетов (бюджеты государства и регионов, пенсионный и соцфонды) приближается к 50% ВВП. ЕСВ (налог на зарплату) составляет 36%. Региональные бюджеты за январь-ноябрь недополучили 7,5% доходов, а госбюджет — 10%. Текущие расходы составляют 95% трат бюджета. Госдолг с учетом региональных властей и госгарантий приближается к 35% ВВП.

"…Минфин вынужден привлекать средства в гривнах по ставке 14,3% годовых, а в долларах — 7,75%. Кредиты приходится брать в дружественных банках: борьбы на аукционах не наблюдается. Остальные банки заняты изысканием денег для желающих выйти в кеш клиентов. Иначе начнется банковская паника. Внешним долгом проблема не исчерпывается: с 2011 года правительство вынуждено занимать в валюте и на внутреннем рынке (в первом полугодии — чуть больше половины займов). Поэтому девальвация резко увеличит долговые расходы бюджета.

В энергетике, как в России до кризиса 1998 года, господствуют неплатежи. Госбюджет должен местным бюджетам, они — предприятиям тепло- и водоснабжения. Эти организации должны поставщикам энергии, а те, по цепочке, — поставщикам газа. Не имея денег, Янукович пытается развязать эту цепочку за счет векселей с 5%-ной доходностью. Это попытка снизить долги, избегая масштабной эмиссии гривны, ведущей к девальвации. Такой подход не улучшает финансового состояния предприятий и снижает их платежи в бюджет. Растет  задолженность по зарплате бюджетникам и чиновникам.
В ноябре правительство разрешило пенсионному фонду выплачивать пенсии за счет привлекаемых в коммерческих банках кредитов. Налицо все черты финансовой пирамиды".

И, несмотря на это, "бюджетные трудности не мешают госорганам и судам закупать дорогую мебель, а местным властям — помогать бизнесменам вывести землю из-под налогообложения. Треть бюджета футбольного Евро-2012 была разворована. Средняя зарплата в Украине — $403, при этом донецкая прокуратура в расчете на одно рабочее место обходится налогоплательщикам в $1597 ежемесячно. Проворовавшиеся на закупке итальянских каштанов для Крещатика чиновники киевской горадминистрации, будучи уличены, оформили себе поездку в Италию: проверять, кто подменил каштаны.  Прокормить неэффективное и разросшееся как раковая опухоль государство, в котором чиновники шикуют больше, чем олигархи, Украина не в состоянии".

Четвертое, а по-моему, первое! Крайне неблагоприятный деловой климат. "В рэнкинге восприятия коррупции Transparency International Украина на 144-м месте из 177, а Россия — на 127-м. Нравы и обычаи чиновников, не успевших наесться, застряли в середине 1990-х. Нормы поведения бюрократии задаются политическим руководством страны. Оно в случае Украины занято приватизацией самых красивых участков  под Киевом и в Крыму, огораживанием их гигантскими заборами и построением за ними дворцов… Высокие налоги, которые необязательно платить. Жестокие законы, которые по знакомству можно не выполнять. Риски отъема собственности с участием правоохранительных органов. Госзакупки — исключительно у родных, близких и знакомых. Необъективная судебная система. Гигантское влияние чиновников на любой бизнес. Плохо работают все госуслуги для бизнеса – получение разрешений, лицензий, аренды. "Весь малый и средний бизнес — прокурорский, — говорит участник одного из обследований бизнеса, проведенного CASE Ukraine. — Если нет прокурорского прикрытия — его отберут". Права Лилит Геворгян, аналитик IHS Global Insight: "Нынешние проблемы Украины не связаны с выбором между про- или антиевропейской политикой. Это результат многих лет неправильного управления экономикой, популизма нынешнего и прежнего правительств, невозможности преодолеть коррупцию, монополистическую структуру экономики и выстроить независимую судебную систему".

И, наконец, картинка финансового кризиса: и долгового, и валютного и банковского. "Всего на 2014 год Украине нужно не меньше $7,3 млрд только чтобы рефинансировать долг, а за два ближайших года, по расчетам Bloomberg,
выплатить придется почти $17 млрд… За 11 месяцев этого года Украина выплатила по внешнему долгу $4,7 млрд. Внешние рынки заимствований для страны практически закрыты. Накапливает долги "Нафтогаз». Доходность госбумаг, погашаемых в 2014 году, с началом акций протеста выросла до 21,2%, а погашаемых в 2023 году — до 10,9% годовых. Страховка от дефолта Украины взлетела на 4-летний максимум. … Инвесторы уверены, что предстоит серьезная реструктуризация госдолга".

Один из результатов – проблемы с обменом гривни на доллары и евро по официальному курсу. Курс гривны на межбанковском рынке удаляется от официального.

"Все больше опасений вызывает состояние банков. Стабильность гривны до начала осени сыграла с вкладчиками злую шутку. За январь-октябрь депозиты населения в банках выросли на 18% ($8 млрд), до 429 млрд грн ($53,7 млрд). При этом 94% прироста пришлось на гривны — дедолларизация в развивающихся странах всегда идет особенно активно перед кризисом".

Банкам не хватает ликвидности: ставки по межбанковским операциям овернайт, еще в июне составлявшие 2%, взлетели до 20,8% годовых. Снятие даже 10% депозитов может приведет к коллапсу банковской системы. Нацбанку придется включать печатный станок, обеспечивая банки ликвидностью.

Итак, нас в любом случае ждет бюджетный и финансовый кризисы.

Спрятать голову в песок и далее кормить государство-паразит невозможно. Прав автор, что Майдан как попытка переучредить государство на новых основаниях — рациональное экономическое поведение.

Лібералізм: теорія і практика
Новини ЛДПУ
 
Новітня історія ліберальних демократів у форумах


© 2005 Ліберально-демократична партія України.
Прес-служба ЛДПУ: [email protected]. Для зауважень та пропозицій: [email protected]
У разі використання матеріалів сайту посилання на www.ldpu.org.ua є обов'язковим.
Розробка та дизайн УРА Internet