Головна Контакти Карта сайту




29 March, 2024
Ліберально-демократична партія України
UKR     RUS     ENG
Свобода кожного - основа свободи всіх


Партія
Новини ЛДПУ
Кандидати та активісти
Лібералізм: теорія і практика
Інститут Лібералізму
Голосування
Фотоархів
Запитання і відповіді

Вхід



Вишивка ікон бісером

Розмовляв та оброблював надані матеріали Я. Гольденберг /
Версія для друку
Друкується мовою оригіналу


Экспозиция представлена такими традиционными промыслами, как вышивка, в том числе бисером: вышивка икон, оригинальные украшения из бисера, выполненные в романтическом стиле, вышивка штор, подушек, покрывал, вензелей и традиционной одежды. Эти работы отображают историю украинского народа, его культурные и религиозные традиции, окружающую природу и традиционные ремесла.

Иконы и украшения несли обереговую и эстетическую функции, часто выступали символами власти и показателем определенного общественного класса. То, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение. Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности, и через богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих, нашим достоянием. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнали о Боге, но и познаем Бога. Через иконы святых угодников Божьих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни. Через икону мы получаем все освящающую благодать Святого Духа. По утверждению отцов Церкви, икона тоже есть молитва. Имея святыню-икону, не забудем об этом, ежедневно обратим взор к ней, поговорим с ней или словами молитвы, или тропаря, или просто постоим молча, душой прильнув к ней; и почерпнем в иконе просвещение, жизнь души и силу на каждый день.

Икону очень часто называют окном в мир Божественного. И по ведению Церкви, каждая икона, созданная согласно православным иконописным канонам, уже чудотворна. Однако, силен Бог творить, чудеса и через стихии. Поэтому не следует смущаться тем, что почитаемые изображения вне канона также бывают чудотворными. Там, где икона не богословствует, она, по милосердию Творца, все равно источает благодать Божественной Любви.

Технику шитья "вприкреп" бисером исстари использовали для шитья картин и икон, возможно, потому, что вышитая бисером икона напоминает мозаику древних христианских храмов Византии и Киевской Руси. Было это искусство коллективным. Ведь композицию, рисунок создавал иконописец - "знаменщик". Литургические или вкладные надписи писал другой мастер - "словописец", а "травники" придумывали узоры (травы) позамысловатей. Да и вышивальщицы разделяли свой труд: каждая делала ту работу, в которой была искусней всех. Шитье бисером, считалось самым искусным мастерством, и оценивались очень высоко. Работали мастерицы в специально отведенных мастерских - светлицах, названных так потому, что под них отдавались самые светлые в доме комнаты. Такие мастерские были почти в каждом боярском или княжеском доме, в богатых домах торговых и служилых людей и, конечно, в женских монастырях. С приходом на Русь христианства женским "богоугодным делом" стало расшивание церковной утвари и различных Богородических икон. До наших дней сохранились иконы "Троица с бытием". Пелена. 118х133,5. Москва.1593г., "Предста царица". Одежда на престол 105х94. Москва 1602г., "Богоматерь Владимирская" Конец ХIX в. Москва., "Богоматерь Казанская с двумя предстоящими", Москва. Конец XVIII в. Все эти работы выполнены бисером вприкреп, с дополнением крупного жемчуга в окладе. Нимбы, контуры изображений и надписи частенько обнизывали жемчугом.

Иноземных гостей России всегда удивляло очень широкое использование жемчуга в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. Вот как писал о них в конце XVI шведский путешественник Петрей: "В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны". Сын антиохийского патриарха Макария, архидьякон Павел Алеппский, в 1655 году побывавший в России, рассказывал о парадном облачении патриарха Никона следующее: "Никон снял свой саккос (одежда высшего духовенства), который очень трудно было носить, вследствие его тяжести... Никон предложил нам поднять его, и мы не могли этого сделать. Рассказывают, что в нем пуд жемчуга". И в самом деле, саккос весил 24 килограмма, и более половины его веса приходилось на драгоценности. Спустя два столетия, в середине XIX века, прусский чиновник барон Август Гакстгаузен в своем описании поездки по России отметил: "Наиболее уважаемые образа вместо риз покрывали жемчугом.... Быть может, в одной Троицкой лавре жемчуга больше, чем во всей остальной Европе".

Чтобы представить сложность и трудоемкость жемчужного шитья, достаточно назвать количество зерен, которое использовалось в работе. Например, фелонь (риза, облачение, напоминающее плащ) митрополита Платона, которую изготовила петербургская золотошвейка Дарья Лихновская, была украшена рельефным орнаментом из скрещивающихся ветвей, набранных из 150 тысяч жемчужин различного диаметра. Тем не менее, в XIII веке жемчужное шитье постепенно утрачивает свои позиции, оно остается, да и то очень ограниченно, лишь в церковных вышивках. Безраздельное господство жемчуга окончилось, ему на смену пришел бисер. Даже при изготовлении предметов культового обихода, менее подверженных влиянию моды, бисер частично подменил жемчуг. Интересно, что, несмотря на использование другого материала, в церковном шитье продолжали применять старинные, отработанные веками приемы. Например, саженье - основной способ шитья жемчугом - с успехом стали использовать и в шитье бисером, заменив жемчужные зерна на стеклянные. Вместе с тем в церковном искусстве появляются приемы работы с бисером, типичные для светских вышивок, в часности шитье "вприкреп", когда снизками одноцветного бисера заполняется фон оклада иконы. Часто в работе применялось несколько различных технических приемов. Такую технику стали использовать с конца XV века. Украшались предметы культового обихода и мелким бисером, рубкой.

В культуре и традициях Украины и сегодня сохранились не только элементы первичной символики, образы языческих богов, но и поздние христианские иконографические мотивы, выполненные бисером. Это женская фигура с высоко поднятыми руками - "велика богиня", заступница ("берегиня") жизнь на земле, которая помогает ей с зарождением, цветением и продлением рода. "Берегиня" изображается в окружении подвластных ей стихий с всадником, с птицами (соколом) в руках. Это весь список Богородических икон, известных в христианстве. С развитием декоративно-прикладного искусства, появлением народных талантов и умельцев возникли региональные центры народных промыслов вышивки крестом, жемчугом, стеклярусом, бисером: Косов, Коломыя, Пистинь, Яворов (Ивано-Франковской обл.), Ичня, Дегтяри (Черниговской обл.), Вижница (Буковина), Кролевец (Сумщина), с центром в столице Украины в Киеве. Произошло соединение народного и профессионального искусства, которое пришло в каждый дом, в каждую хату на украинской земле.

История стеклянных бусин затрагивает все страны мира и все эпохи. Искусство изготовления из стекла бусин, первоначально использовавшихся для имитации драгоценных камней, получило развитие в Древнем Египте, а затем в Древнем Риме, где было создано множество разновидностей бусин из дутого стекла. Римские бусины, изготовлявшиеся до V века н.э. на территории империи (прежде всего в Александрии, Антиохии и Древнем Риме), очень ценились за качество и разнообразие цветовой гаммы: это искусство намного позже было возрождено в Венеции. Исламские страны также были важными центрами производства стекла, а следовательно, и бусин (использовавшихся в качестве талисманов): здесь были разработаны новые техники, служившие для создания знаменитых бусин в виде кольца, изгиба, фестона, пера.


P.S. Произведения художницы в количестве около 30-ти инсталляций и работ по батику размещены на выставке в интерьерах магазина „Декор-сервис" по адресу: Московский проспект, 8, 3-й и 5-й этажи.
 

08.10.2019 
Від редакції. Наші колеги, читачі сайту партії добре знають Народного симпатика партії, відомого кінорежисера, сценариста, художника, громадського діяча Олександра Муратова. Його "крайня" робота – повнометражна документальна стрічка, присвячена Анатолю Лупиносу. Також нещодавно відбулася чергова виставка його надзвичайно цікавих робіт. Пан Олександр запропонував редакції статтю про сучасний стан українського кіно. Він добре освідомлений про державне фінансування кіно. У свій час з його подачі ЛДПУ робила запити керівництву Держкіно. Прочитайте цю пізнавальну статтю. Можете погоджуватися чи не погоджуватися з тими чи іншими оцінками фільмів. У будь-якому випадку вони професійні. Отже, Олександр Муратов без скорочень та купюр.
15.07.2019 
В наш складний час на Донеччині небайдужі вчителі продовжують виконувати роботу по вихованню підростаючого покоління, використовуючи музику як потужний інструмент впливу. Серед них Володимир Єпік, керівник студії сучасної пісні Бахмутського міського центру: "Все життя я вчу дітей грати, співати, створювати власні пісні, а вони в дорослому житті стають успішними викладачами, військовими, інженерами, продюсерами і т. і."
13.11.2011 
Останню за часом його роботу про УПА, подальші інтерв’ю записні антифашисти, які нещодавно були сталіністами (деякі й зараз є), антисіоністами, антиєвропейцями, антиамериканцями тощо, псевдоісторики,- дуже лаяли. Можливо, за те, що в цій документальній картині було багато конкретної інформації, яку не можна було знайти у відкритих джерелах, а багато й зараз закриті. Знав той, хто багато пройшов.
15.08.2010 
Я. Гольденберг, експерт Інституту лібералізму: На зустрічі діячів київської спілки наукових товариств в УСПП я познайомився з дуже цікавою людиною. Винахідник, учений, кандидат наук Микола Іванович Парафенко дуже енергійно просуває надзвичайно важку справу - державну програму виробництва екологічних транспортних засобів.
15.03.2009 
Їсус Христос міг бути пов’язаним з головним єгипетським (коптським) храмом бога Птаха (лелеки) і, швидше за все, належав до впливової жрецької касти сонячного еллінського бога Аполлона. До останньої, нагадаємо, належив і міфічний прабатько скіфів/аріїв - Геракл.
15.03.2009 
І нам залишається лише відчути свою історичну місію на цій землі і обрати, дійсно, українську за змістом і сутністю владу, що буде достойною наших славетних предків!
16.03.2009 
Схоже на те, що Христос, насправді, жив за 3 тисячі років до свого „канонічного” народження і говорив (як і Нефертіті) коптською мовою, наближеною до мови предків сучасних українців. Сьогодні ми маємо нові дані щодо непересічної особистості Христа, який, можливо, є узагальненим образом кількох поколінь пророків Бога на землі...
11.11.2008 
Місто Майстрів – віртуальне Місто, без прив'язки до окремо взятої юридичної організації та приміщення. Його населення складається з трьох рівнів досягнення: Городянин, Мандрівник, Сталкер.
30.07.2007 
Дуже симпатичний і, як усі ліберали, неординарний - симпатик нашої партії Осташинський Йосип Борисович. Народився 1949 року в Києві. Ветеран „китайської” війни, про яку і зараз відомо мало.
05.06.2007 
Вступне слово Я. Гольденберг, експерт Інституту лібералізму: Нещодавно я зустрівся з симпатиком нашій партії, якого давно знав по основній роботі. Багато років Веніамін Дмитрович Куртов працював начальником відділу техніки безпеки у ВАТ „Укрнафта”.
29.11.2006 
Вступне слово Я. Гольденберг, експерт Інституту лібералізму: "Недавно один з членів нашої партії познайомив мене з цікавою людиною - пані Даніеллой Леонович. Після ряду бесід виявилося, що вона симпатизує нашій партії. Ще цікавіше те, що вона талановитий художник і просто талановита і цілеспрямована людина".
12.04.2006 
Технічний аналіз графіків фактично дає уяву про психологічний настрій учасників того чи іншого соціального опитування.


 
Новітня історія ліберальних демократів у форумах


© 2005 Ліберально-демократична партія України.
Прес-служба ЛДПУ: [email protected]. Для зауважень та пропозицій: [email protected]
У разі використання матеріалів сайту посилання на www.ldpu.org.ua є обов'язковим.
Розробка та дизайн УРА Internet