Головна Контакти Карта сайту




16 вересня, 2019
Ліберально-демократична партія України
UKR     RUS     ENG
Свобода кожного - основа свободи всіх


Партія
Лібералізм: теорія і практика
Партійні новини
Інститут Лібералізму
Запитання і відповіді
Світлини
Голосування
Проекти

Вхід



Втеча від перспективи, або знову про „жіноче питання” в політиці

17.08.2005, 12:28/ Коментарі
Версія для друку
Публікується мовою оригіналу


В 2001 году газета „День” опубликовала мою статью о женских политических партиях (N186 от 13.10.2001). Четыре года не состарили ее. Она не утратила актуальности. Однако накануне новых парламентских выборов я хотела бы по-новому взглянуть на проблемы становления женской политики.

Надо сказать, что в этом вопросе Украина сделала огромный шаг вперед. Хотя назвать Юлию Тимошенко носителем женской политики крайне сложно, однако нужно отдать ей должное. Она уже вошла в историю Украины не просто как первая женщина - премьер-министр, а как женщина, чей приход на политический Олимп Украины заложил фундамент базисных изменений в мировоззрении мужчин и в их отношении к женщинам-политикам в нашей стране, подтвердил несостоятельность и бесперспективность однополой, мужской политики.

Весной часто говорили о том, почему Леонид Кучма, Виктор Янукович и Виктор Медведчук не сделали того или иного шага, не приняли то или иное решение, не реализовали ту или иную программу. Не исключено, что именно потому и не сделали, что не имели альтернативного видения происходящего. Я не утверждаю, что отсутствие женщин - равноправных партнеров в команде бывшего президента предопределило ее поражение. Однако не могу не констатировать тот факт, что в команде политиков, ушедших в оппозицию, интересные, умные и незаурядные женщины не принимали участия в выработке и принятии ключевых решений. Проигравшая команда не нуждалась в таких женщинах, потому что располагала большой армией достаточно умных и образованных специалистов-профессионалов во всех сферах жизнедеятельности государственной машины. Но в том-то и парадокс природы человеческих систем, что в них достигает цели не „системный анализ” или количество знаний, а гармония рационального и иррационального. Женщина-конкурент безошибочно определит самое слабое место в любом проекте, технологии, программе. И не только определит, а практически мгновенно ударит по нему и сделает это жестко, бескомпромиссно, обнажив всю глубину провала. А женщина-партнер покажет сразу несколько направлений, в которых нужно действовать, - и стратегических, и тактических.

Сегодня все чаще раздаются голоса о том, что женщинам нужно открыть дорогу в политику и во власть. Предлагаются различные методы и технологии решения такой задачи. Одна из технологий - это квоты на представительство женщин в избирательных списках политических партий. Другая технология - это формирование и продвижение женских партий.

Я, как и четыре года назад, крайне критически отношусь к обоим этим предложениям. Во- первых, потому что очень четко представляю себе, кто и как будет формировать списки женщин. Это будут делать мужчины, которые нуждаются в политической „обслуге”. А во-вторых, я не вижу женской идеологии и женских идей для того, чтобы женская партия могла быть, с одной стороны, сформирована „по половому признаку”, а с другой - несла жизнеспособные идеи всему обществу.

Я считаю, что государственной машине нужны не квоты, а система циклической ротации по половому признаку.

Что это такое? Это такой порядок назначения на любую руководящую должность в органах государственной власти, местного самоуправления, бюджетных организаций и институций на всех уровнях и во всех сферах управления, при котором на смену руководителю-мужчине могла бы назначаться только руководитель-женщина. И наоборот. При этом я бы учитывала обязательную периодичность смены руководства один раз в три-четыре года (для мужчин и женщин по- разному), а список заместителей включила бы в этот пул.

Конечно, такая система потребовала бы особой проработки в отношении силовых структур и армии - там количество таких должностей естественным образом ограничено. Но они все равно должны быть и там.

Зачем нужна такая ротация? На мой взгляд, она может концептуально изменить природу всей системы государственного управления и решить огромное число задач. Например:

1. Вывести должностную карьеру из списка социально значимых приоритетов. Для человека должность не должна быть целью. Целью должна стать идея, программа, проект, в котором человек может реализоваться как творческая личность. Система циклической ротации делает любую должность априори временной (на срок три-четыре года).

2. Защитить общество от доминирующего давления как мужского, так и женского подхода к проблемам, проектам, идеям и идеологиям развития.

3. Обеспечить обществу гармоничное представительство мужского и женского подходов в решении всех задач на всех уровнях управления.

Введение системы циклической ротации сформирует естественную потребность изменить подходы к кадровой политике. Исчезнут „вечные” должности и „вечные” приоритеты. Они уступят дорогу новым идеям и процессам. Руководителей надо будет ГОТОВИТЬ и обучать из числа сотрудников. И делать это постоянно. Представьте, как изменятся системы народного образования, здравоохранения, корпоративного управления государственной собственностью, налогового ведомства и коммунального хозяйства! А какой станет наша политика, если депутаты будут по этому принципу выдвигать и избирать спикера и его замов, премьера, министров, руководителей комитетов и комиссий, руководящих органов судебной власти! Я до сих пор остаюсь сторонницей идеи о том, что президента должен выбирать в нашей стране парламент, а судей - граждане.

Подумайте, что получится, если среди депутатов не будет женщин, которых нужно будет назначить министрами в исполнительную власть? Их придется выбирать не из числа депутатов. А это значит, что в следующих партийных списках женщины гарантированно будут представлены. Они просто станут востребованы системой.

На мой взгляд, такая система более интересна и перспективна, чем квоты и женские партии. Система выборов по закрытым партийным спискам ничего не гарантирует обществу, кроме очередных политических сюрпризов. Поэтому активную борьбу за квоты и женские политические партии я считаю побегом от реальной перспективы.

В нашей стране 51% избирателей - женщины. Большое число женщин работает в структурах управления на руководящих должностях. Но это - третье, четвертое звено управления, о котором мужчины имеют весьма отдаленное представление. И их отстраненность от рутинной повседневной работы этого управленческого уровня предопределяет их несостоятельность в подходах к решению стратегических задач. Дисбаланс мужских идей и решений с женскими подходами к их реализации, на мой взгляд, крайне негативно отражается на эффективности государственной машины в целом.

Не исключено, что женщины, работающие в среднем звене управления, не поддержат идею циклической ротации. Но, думаю, что и они понимают, какой позитивный потенциал развития она в себе несет.

На предстоящих парламентских выборах все политические партии будут что-то говорить о женщинах и для женщин. Одни пообещают пособия на детей в размере стоимости потребительской корзины. Другие поднимутся до обещаний поддержать квоты на каких-нибудь следующих выборах. А я уверена, что по-настоящему заинтересует женщин идея циклической ротации. Не потому, что она женская, а потому, что она несет настоящую, реальную перспективу для развития украинской нации и государства.
 

Партійні новини:
Коментарі
Партійні новини
09.08.2019  11:01 / Заяви
Київ – 2020
Лібералізм: теорія і практика
 
Новітня історія ліберальних демократів у форумах


© 2005 Ліберально-демократична партія України.
Прес-служба ЛДПУ: press_ldpu@ukr.net. Для зауважень та пропозицій: reklama_ldpu@ukr.net
У разі використання матеріалів сайту посилання на www.ldpu.org.ua є обов'язковим.
Розробка та дизайн УРА Internet