Головна Контакти Карта сайту




13 грудня, 2018
Ліберально-демократична партія України
UKR     RUS     ENG
Свобода кожного - основа свободи всіх


Партія
Лібералізм: теорія і практика
Партійні новини
Інститут Лібералізму
Запитання і відповіді
Світлини
Голосування
Проекти

Вхід



О существенных отличиях либерально-демократической пропаганды от пропаганды тоталитарной

10.10.2002
Круглий стіл
Иван Голота, сектор СМИ ФППР /
Версія для друку
Иван Голота, сектор СМИ ФППР

Существует соблазн релятивизма, исходящий от продолжительного созерцания кризиса демократии и ее ценностей на Западе. Релятивизма, теряющего существенное различение между двумя классами идеологий - идеологиями либерально-демократическими и идеологиями тоталитарными. Наблюдая, как исход выборов все чаще определяется манипулятивными технологиями, подменяющими народное мнение, а не представляющими их, можно поддаться искушению и согласится, что принципиальной разницы между позицией либерала и, к примеру, приверженца террористических методов политической борьбы не существует: и та, и другая пропаганда - знаковые проявления воли к власти и господству. Но, к счастью, это не так, и возможность провести логические дистинкции между миром насилия и миром дискурса есть.

Какими же свойствами тоталитарная идеология и тоталитарная пропаганда существенно отличаются от демократических идеологии и пропаганды?

Тоталитарное сознание нетерпимо к инакомыслию, а значит, признает физическое и дискурсивное насилие нормальным способом ведения политической борьбы. Тоталитарное сознание притязает на обладание конечной истиной, но рационально обосновать это не способно. Его отличительный признак - некритическая убежденность в своей правоте. Конкурентов тоталитарное сознание терпит только в силу своей политической слабости.

Демократическое же сознание - эмпирично. Конечной истины никто не знает, но возможна относительная истина, обретаемая в согласии независимых исследователей-акторов. Его идеал - научный способ постижения действительности, разрешение противоречий рационально-дискурсивными ненасильственными методами.

Поэтому демократическая пропаганда стоит ближе к политмаркетингу, а демократические выборы - ближе к акту обмена на рынке. Подобно тому, как дурным тоном считаются попытки формировать секты фанатичных потребителей товаров определенной марки на товарном рынке, таким же дурным тоном были бы попытки формировать секты из фанатичных приверженцев демократических партий: есть устойчивый избиратель, который определился, что эта партия представляет и отстаивает его мнение наилучшим образом. Но при этом никто не запрещает этому приверженцу испытать конкурирующую партию в этой роли, это его законное право, а иногда даже обязанность.

В демократической среде избиратель - первичен, партия, а с ней и ее идеология, программа вожди, - вторичны, служебны по отношению к избирателю, его интересам и мнению (также как и все остальные демократические институты). Для тоталитарного сознания свойственна иная полярность служения: там все и партия и избиратель служат высшей истине, идеологии, вождю.

Но на самом деле, партии для нас, а не мы для партий!

Это не значит, что в демократической среде идеологии не возможны. Наоборот, только здесь они обретают свою подлинную функцию - объяснительных моделей происходящего на общественной и исторической сцене. Если продолжать аналогии с научным миром - демократические идеологии - это рабочие, но не завершенные теории, которые предполагают наличие конкурирующих систем объяснения, а не исключают их.

Но это значит, что либерально-демократические идеологии по существу своему иные, а значит и демократическая пропаганда - как форма идеологической борьбы должна существенно отличаться от тоталитарных паттернов политического поведения.

Ключевое отличие - либерально-демократической пропаганды - это стимуляция критического мышления граждан, а не подавление его. Демпропаганда - это апелляция к разуму сознательного и автономного гражданина, у которого есть потребность в собственной гражданской позиции и в адекватной представленности последней в процедурах принятия стратегических решений общенациональной важности. Демпропагандист формирует сознательную и критически мыслящую личность желающую пускай опосредованно, но участвовать в Совете, а не человека возбужденной толпы, желающего преимущественно только приказа и крови. Демпропагандист поднимает у гражданина чувство собственного достоинства и правовое чутье, а пропагандисты другого толка стимулируют и эксплуатируют комплексы национальной ущербности или исключительности, жажду врага и жертвы.

Поэтому, при планировании работы по укреплению и расширению партии работающей на либеральном сегменте политического рынка, нужно быть очень переборчивым по отношению к методам ведения пропаганды. Для последовательных либералов все средства хороши никогда быть не могут. А избиратель рано или поздно разберется кто ему друг, а кто враг.

Правила ведения пропаганды в плюральной среде
  • Никогда не добивайся слепого доверия к себе. Показывай возможность проверить все то, что ты утверждаешь. Проверить если не сейчас, то немного спустя.

  • Работай только с лидерами мнения в коллективах и группах: массы все равно пойдут за ними.

  • Начинай дискуссию уже на уровне политической рекламы и PR и продолжай через диалоги агитаторов. Построй систему постоянной партийной работы над новыми или нерешенными вопросами.

  • Начинай с людей мыслящих и ищущих, со сформированным вопрошанием и предлагай ответы. Начиная дискуссию, никогда не спеши ее поскорее закончить. Избегай спорных утверждений. Настаивай только на бесспорных положениях, показывая их бесспорность.

  • Никогда не дай оснований заподозрить, что единственное, что тебе надо - это голоса. Показывай, что твоя задача - стать персональным долговременным консультантом по политическим вопросам. Или товарищем в общей школе сознательной гражданственности.

  • спам.

  • Никогда не начинай со своих проблем, но начинай с его проблем и вопросов. Но не давай при этом второстепенному заслонить главное. Всегда подводи к главным вопросам.

  • Всегда демонстрируй свою открытость для новых фактов и критики. Показывай как ты поощряешь критику, как ты в ней заинтерисован, поскольку истина для тебя превыше всего.

  • Дай пропагандируемому возможность найти подтверждение тому, что ты говоришь в независимых источниках. Составь список чтения для „домашней работы” после бесед на каждом из уровней.

  • Всегда демонстрируй, что некритическая убежденность - это дискурсивная капитуляция.

  • Никогда не навязывай ему информацию, напрямую презентуя бренд, а провоцируй интерес. Заставь его задуматься. Включи его внимание. Бренд - только комплексный ответ на пакет вопросов. Сначала надо актуализировать эти вопросы и включить мышление. Эксплуатация ярлычного мышления и НЛП - инструменты не из нашего арсенала.

  • Никогда не показывай свою заангажированность, идеологиескую зашоренность, даже если она имеет место (хотя ее как раз не должно быть). Будь враждебен только к антидемократическим проповедникам, но при этом показывай их ключевое концептуальное заблуждение. Объединяйся с носителями демценностей против врагов открытого сознания. Вписывай себя в исторический контекст.

  • Изобличай псевдодемократических манипуляторов обоснованно. Покажи четкое различие между рабочими и фиктивно-ярлычными идеологиями.

  • Никогда не уходи от обоснования, если этого от тебя требуют. Если не можешь дать внятный ответ на вопрос, признай это и попроси время подумать и проконсультироваться с товарищами по партии. Подозрение в дискурсивной нечистоплотности - это худший результат пропагандистской беседы из возможных.

  • Помни, что ты представляешь идеологию не как миф, а как систему объяснений и ориентаций. Идеология - это только адекватная на сей момент объяснительная модель. Часто про слова „идеология, пропаганда” надо забыть, это только вносит путаницу и отпугивает.

  • Никогда не выдавай преподносимую систему взглядов за конечную истину. Это только наиболее вероятная научная гипотеза. Ее надо выбирать только сравнивая в конкурирующими и убеждаясь в ее предпочтительности. Моделируй аргументацию конкурентов в своей беседе и показывай ее несостоятельность.

  • Существует расхожая система стереотипов. Постарайся их включить в аргументацию и по очереди изобличить, показать их несостоятельность.

  • Помни, что у всех людей есть врожденное стремление избежать противоречий в мыслях и поведении, и актуализируй его. Ищи людей с голодом по спору, с голодом по дискурсивному общению: они наполовину твои.

  • Никогда не ставай в позу вождя, и учителя, но держись как равный, который делится своим опытом. Еще лучше - позиция консультанта который хочет быть принятым на службу.

  • Демонстрируй как то, чему ты учишь помогает тебе лично...Работает у тебя. Как это тебя освобождает, а не связывает...Как расширяет, а не сужает твое сознание. Делает более открытым а не замкнутым по отношению к людям с иными точками зрения.

  • Никогда не лезь в вопросы совести и вкуса, это личное дело. Они не существенны. Показывай манипулятивный характер включения в политический дискурс вопросов совести и вкуса. Апеллируй только к общезначимым и общепонятным категориям. Если кратко: говори только о геополитике, системе управления, труде и зарплате. Не дай разговору сползти на частное и второстепенное. Всегда добивайся удерживания главных вопросов в поле зрения.

  • Существуют псевдовопросы и псевдообъяснения, псевдооценки: разоблачай их, их отличие в том, что они не снимают вопроса. Как правило эти псевдоответы сводятся к тому, что кто-то плохой, а кто-то хороший.

  • Не дай диалогу „поплыть юзом”: доводи начатую цепь до конца. Надо быть одновременно и последовательным и гибким. Покажи как ты владеешь мышлением и материалом. Помни, что культура дискуссий в обществе очень низка.

  • Покажи, что партия - коллективный мозг. Основная задача на первой стадии работы с кандидатом - вовлечь его в еженедельный партийный дискуссионый клуб.

  • Непременно демонстрируй социальную мобильность внутри партии, и возможность продвынуться вверх для способных начинающих. Показывай, что лидерство в партии продукт способностей ее членов, а не случая и связей.




10.10.2002



Лібералізм: теорія і практика
Партійні новини
 
Новітня історія ліберальних демократів у форумах


© 2005 Ліберально-демократична партія України.
Прес-служба ЛДПУ: press_ldpu@ukr.net. Для зауважень та пропозицій: reklama_ldpu@ukr.net
У разі використання матеріалів сайту посилання на www.ldpu.org.ua є обов'язковим.
Розробка та дизайн УРА Internet