Головна Контакти Карта сайту




20 April, 2024
Ліберально-демократична партія України
UKR     RUS     ENG
Свобода кожного - основа свободи всіх


Партія
Новини ЛДПУ
Кандидати та активісти
Лібералізм: теорія і практика
Інститут Лібералізму
Голосування
Фотоархів
Запитання і відповіді

Вхід



Юрій День: Рибалка привів митаря, той- проффесора, проффесор- дона...

13.03.2006
Замітки в'їдливого ліберала
Юрій День /
Версія для друку
Публікується мовою оригіналу

Дорогие друзья!

Соблазн красивого заголовка всегда есть. Справедливости ради скажу, что официальным лидером Партии регионов между г-дами Азаровым и Януковичем был г-н Семиноженко, в политическом смысле запомнившийся мне участием в совете партий при президенте и бездействием относительно любых инициатив, кроме властных.

Итак, Партия регионов была создана в конце 1997 года депутатами-регионалами, в первую очередь донецкими. Их не устраивали первые региональные опыты- ЛПУ, тем более МБР, а также всеукраинские СДПУ(о) и НДП. Интересный факт: партия мусульман Украины (ныне вошедшая в ПР) была создана буквально через несколько дней. ПР в 2001 году создала фракцию. Донецкие реально помогли г-ну Кучме в 2000 году, а на выборах-2002, войдя в блок "За едУ", сделали солидный вклад в результат, а главное- победили во всех мажоритарных округах Донецкой области. Именно на этих двух выборах стала формироваться биполярная территориальная модель страны, используемая ими по сей день. ПР показала амбиции, до последнего момента отказываясь входить в состав "заедистской" фракции. В общении с другими партиями ПР демонстрировала слоновью грацию, соответствующую, по ее мнению, ее весовой категории, что было не на благо и ей- в смысле творческого обогащения через диалог.

ПР не стала идеологической, но имела в программе политические установки: развитие регионов и самоуправления, позднее оформившаяся в своеобразный федерализм (близкий к конфедеративной модели и далее к конкретному сепаратизму); движение в Евросоюз и НАТО (отрицаемые сейчас). Когда их неофита от коммунистов т. Хару спросили, какова идеология ПР, он ответил: "Идеология регионов".

Лидерство в партии премьера-кандидата в президенты, несмотря на криминальные моменты (а может, до некоторой степени,- благодаря им), а также на моменты просто очень смешные, а также победа "оранжевой" революции сделали ПР единственной реальной оппозиционной силой (мы пока не считаем те или иные расколы в послереволюционной власти моментами оппозиционными). Не будем утверждать, что г-н Янукович мог сразу рассчитывать на лидерство- он получил жезл вождя через несколько дней после утверждения программы своего правительства, предоставлявшего на год защиту от отставки руками законодателей. После этого он почти год пребывал в ожидании получения статуса преемника Кучмы, а партия резких движений не делала, проявив рвение только в октябре 2003 года в Донецке, срывая съезд "Нашей Украины". В то время проявилась тенденция, сохранившаяся и сейчас- обзывать оппонентов фашистами (ранее преуспели в этом г-да Кучма, Плющ и Ющенко), не видя в упор настоящих ростков (а теперь и цветочков) фашизма.

Полгода после президентских выборов ПР была пассивна, особенно в сравнении с эсдеками. Победители оказались миролюбивыми и беспечными, и нейтрализовать оппонентов им не удалось, что подтолкнуло ПР к активизации действий. Во время правительственного кризиса Янукович "позволил пригласить себя на Банковую", чтобы подписать меморандум между властью и оппозицией. Как мы говорили ранее, значительно важнее договоренности о разрешении кризиса был момент легитимизации президента. Претендент, допустивший значительные нарушения, не был отлучен от процесса, не были осуждены организаторы фальсификаций, поэтому легитимация при инаугурации стала не вполне убедительной. Только этот договор стал актом признания результатов выборов (и косвенно- признанием фальсификаций!). Донецкие же не забивали себе голову подобными мелочами- заполучив закон о неприкосновенности депутатов всех уровней, стали активными и самостоятельными. Получив статус единственной оппозиции, они не стали создавать Блок Януковича (не из-за аббревиатуры же), решили не тащить за собой другие партии, вплоть до "сжигания" дружественных партий. Короче, благодаря всем этим обстоятельствам они за короткий срок стали реальной силой, не став силой общеукраинской, что есть для общества фактором отрицательным и опасным. Хотя нас мало интересует политическая судьба Януковича, констатируем, что ему предстоит уступить лидерство. Таран сделал свое дело и может отойти. Г-н Ахметов (несудимый) получил седьмой номер в избирательном списке ПР и, главное, насытил своими людьми первую сотню списка. Фракция регионов, если за две недели не произойдет ничего экстраординарного, будет крупнейшей в парламенте пятого созыва, но главной сможет стать только в случае создания "большой коалиции". События последних лет вроде ее не предвещают, да и Украина- не Германия.

Последние предвыборные декларации лидеров ПР, перещеголявших г-д Шуфрича и Кравчука, прозвучали на съезде ПР в Киеве. Повысить рейтинг не удалось, поскольку они вышли за рамки здравого смысла и закона. „Не зря сегодня говорят, что никто так талантливо не врет, как рыбаки-охотники и "оранжевая" власть"; "уместна грустная шутка "брежневских" времен: если хочешь быть сытым - включи холодильник в радиоточку, когда выступает наш Президент "Чистые руки"; "Хочу напомнить оранжевым правителям слова Глеба Жеглова из известного кинофильма: "Не буди лиха, пока оно тихо". Мы не злопамятны, но тоже бываем злыми, и память у нас хорошая!",- говорил г-н Кушнарев. Ранее он прямо обвинил г-на Ющенко в государственном перевороте, что является не менее прямым оскорблением всех, кто выступил за честные выборы. Призвал он также „выгнать с нашей земли оранжевых оккупантов". Это уже клиника. "С регионами у нас будет хлеб и будет газ!",- г-н Круглов. "Тот, кто еще год назад жалобно блеял о применении админресурса, на поверку оказался волком в овечьей шкуре",- г-жа Богатырева. "Помаранчевые впервые оставили детей без новогодних подарков!", "Нас уже не 47 миллионов" и в этом, по версии г-на Сухого, виновато "второе правительство, не менее "майданутое" на всю голову, чем первое". Г-н Янукович: "В результате проблем с газом объемы промышленного производства уже в январе упали на 15%. Более того, нас ждет перспектива повышения цены на газ с учетом транспортировки и НДС до 270 долларов за тысячу метров кубических. Что это значит, понимает даже далекий от экономики человек. Это катастрофа!"; "Резко упадут доходы бюджета, начнется остановка предприятий. Людей будут выбрасывать на улицу, будет расти задолженность зарплат и пенсий. В то же время, взлетят вверх цены на основные товары потребления, на продукты питания. Страна станет банкротом. А люди - нищими"; "Правительство пока что тщательно скрывает подготовку решения о резком повышении цен на газ с 1 апреля для частного сектора".

Отдельная темка: срыв выборов путем указаний членам избирательных комиссий от провластных партий не приходить в день голосования на избирательные участки. "Планируется также любыми средствами не допустить к участию в работе в день голосования членов комиссий от других партий, используя для этого подкуп и запугивание"; "Налицо вопиющая халатность Центральной избирательной комиссии и Кабинета Министров Украины в контроле за формированием списков избирателей. Миллионы (!) граждан Украины не смогут проголосовать из-за того, что они не попали в списки избирателей или вследствие того, что в список включены искаженные персональные данные. Причем, преимущественно речь идет об избирателях юго-восточных регионов Украины. Выборочные проверки, осуществленные активистами Партии регионов, показали, что ошибки и искажения имеют угрожающие масштабы и свидетельствуют о системном характере планируемых нарушений", - сказано в заявлении съезда. Проблемы с участковыми комиссиями действительно есть, но в условиях, когда все основные силы надеются на победу, разговоры о срыве выборов неактуальны.

Что касается других заявлений в предвыборной кампании, то, кроме использования объективных факторов и ошибок исполнительной власти, прямого фальсифицирования в анализе экономики, есть вещи более серьезные. Так, в декабре г-н Янукович удивил г-на Бжезинского ("Он подчеркивает возможность разделения в Украине"), побывав в Сибири, где ранее, как ни странно, не был, и вручив гетманскую булаву (!) российскому спикеру Грызлову. В интервью российскому СМИ "Версии" он сказал: "Очевидно уже сейчас, что страна пошла к расколу. Юго-Восточная Украина и Западная - это два разных менталитета. Никогда эта разница не проявлялась столь явно. Можно сказать, что майдан разделил страну на две части. И я не уверен, что всё вот так сразу срастётся. Более того, я уверен, что теперь без федерализации страны Украину трудно будет удержать от распада. Но на федерализацию никогда не пойдут западные области и их лоббисты в Киеве. Ведь это означает, что денежки будут врозь. А Западная Украина не имеет тех ресурсов, которые есть на востоке". Это и есть квинтэссенция взглядов донов- если не завоевать, то отделиться. И не считаться ни с кем. Тезис о "денежках", которые якобы западные регионы "отбирают" у восточных, не нов. Но "продразверстка" не сказывается на миллиардах донов, а 10 миллиардов гривен правительства Януковича не найдены до сих пор. Далее. "Обратите внимание на такой аспект. Вот Крым. До "оранжевой революции" политическая активность на полуострове год от года ослабевала. А тут - новый её всплеск, и острие направлено на обособление Крыма от остальной части Украины. На Крым смотрят восточные регионы, и Луганск, и Донецк. Рано или поздно они захотят добиться таких же прав (как минимум), что и крымская автономия. Ведь и Луганск, и Донецк - российские в прошлом города (!?). Память у людей притупилась, но майдан её обострил. А есть ещё Одесса, Николаев, Днепропетровск... Так что годовщина майдана - ещё и праздник наметившегося государственного раскола". Насчет российских городов- это не просто незнание истории, а установка. "Главные политические баталии развернутся даже не весной, на выборах в Верховную раду, а позднее, когда речь пойдёт о дотациях. Весь Запад дотационный. Если на выборах в Раду победят те, кто критически относится к нынешнему курсу, а я в этом не сомневаюсь, будет сложно для западных областей отстоять и мотивировать свои дотации. Тогда-то всё и начнётся (!)".

Чем же определяется поведение донов у себя дома? Это прежде всего автаркия. Чтобы стать здесь кем-то, надо знать всех, от кого хоть что-то зависит, стать элементом системы, добровольной шестеренкой, как во времена развитого социализма. Человек со стороны, не притершийся в системе, не будет принят. Янукович-премьер прибыл в Киев с собственной бригадой, и после поражения его подходы не изменились ни в экономике, ни в политике. Донецкий скепсис существует не только по отношению к посторонним людям, но и к чужим представлениям, нормам, мировоззрению в целом. Должен сказать, что это относится не к жителям региона вообще и не к бизнесу вообще, а именно к тем, кто считает себя "солью земли", считает, что им ведом смысл бытия. Тогда чужое- бизнес, руководителей, жизненные и моральные ценности,- надо заменять на "донецкое". Также очевидна строгая иерархичность донецкой "элиты". Власть и бизнес- ипостаси одного явления. "Неправильный" бизнесмен не получит ни одного разрешительного документа, его поставщики и покупатели конечной продукции или услуг откажутся иметь с ним дело. Никакой глупой конкуренции, но и никакого стимула к развитию. Иерархичность и замкнутость имеют и еще одно следствие. Это та же компартийная система, но в другой упаковке. Почему Донбасс являлся базовым для КПУ, но ПР смогла легко ее заменить? Новые вожди предложили ту же структуру власти, только идеологические клише заменили на материальные стимулы. Объективные экономические закономерности воспринимаются "донецкими" своеобразно. Пример - деятельность г-на Азарова. Для повышения эффективности металлургического бизнеса надо снижать затратную часть. Значит, следует внедрять новые технологии, применять гибкую маркетинговую политику? А зачем, если можно пролоббировать снижение железнодорожных тарифов на перевозку сырья и продукции, не рассчитываться за потребленные энергоресурсы, уйти от налогообложения через свободные экономические зоны?! Зачем развивать общенациональный хозяйственный комплекс, если проще поставить государственные возможности на службу собственному бизнесу? За другие уступки с помощью президентов получить дешевый газ... Но такие методы в конце концов приведут к краху. Не случайно из правительства Януковича ушли два руководителя, которые разбираются в экономике. Все знают, что натворило это правительство перед выборами: увеличило зарплату чиновникам более, чем на 60%, а минимальная зарплата в конце концов стала меньше минимальной пенсии. Это профессионализм?

Предвыборные авансы были выполнены другой командой, ненамного более грамотной, менее спаянной и наглой, зато системной макроэкономически. Если проанализировать индекс потребительских цен за 2004 и 2005 годы, то выяснится, что мясной кризис, который „не заметили", был как раз в 2004 году (почти на 50% рост цен, а в 2005-м- 15,8%). Рост цен на бензин- соответственно 62 и 25%.

В таблице- реальные пенсии при разных правительствах c учетом индекса потребительских цен:

ГодРазмер пенсии, грн.Индекс потребительских ценРазмер пенсии с учетом ИПЦ, грн.В % к предыдущему годуПремьеры
200068,9125,853,8-Ющенко
200183,7106,178,9146,7Ющенко, Кинах
2002122,599,4123,2156,1Кинах
2003136,6108,2126,2102,4Янукович
2004182,2112,3162,2128,5Янукович
2005316,2110,3286,7176,8Тимошенко

Без комментариев.

Вопросы федерализации и двуязычия, поднимаемые ПР декларативно, лучше обсуждать после выборов серьезнее и глубже. Парадоксально, что идею федерализации пропагандирует группа, которая склонна к авторитарному стилю управления, к построению жесткой вертикали власти, к ее централизации, что несовместимо с принципами построения федеративного государства. В современном мире всего около тридцати федеративных государств. При всех отличиях в разных моделях федерализма неизменным является признание суверенитета за субъектами федерации. Федеративное устройство предполагает наличие у каждого региона законодательного органа - парламента, наделенного правом принимать законы местного значения. Региональный парламент получит право формировать правительство, не являющееся звеном государственной системы исполнительной власти. Парламент федерации должен стать двухпалатным. Все это хорошо, и наша партия отдает программную дань земельному (краевому) устройству. В конце концов само существование АРК, создание которой допустил Кравчук еще тогда, когда одна партия разжигала конфликты и мирила их участников, есть отрицание унитарности государства и противоречие в Конституции. ЛДПУ- за земельное устройство с более ограниченным статусом исторически сложившихся земель. Федерализм по Тихонову же- фактическая конфедерация со всей властью у регионов и минимумом возможностей самоуправления. Кроме того, федерализм чаще создавался "стягиванием" "княжеств". Короче, современный федерализм- средство для развития самоуправления, а не господства регионов. Обязательными условиями такого федерализма являются гражданская ответственность, учет интересов граждан, регионов и государства, развитые традиции местного самоуправления, сочетающие свободу и ответственность, уважение к государству. Федерализм может существовать только в условиях сформированного свободного общества рыночного типа, в мультикультурном обществе с высокой компонентой солидарности, терпимости и согласия. Этого пока у нас нет. Неужели нам нужна такая централизованная федерация, как Россия, или такая дезинтегрированная, как Нигерия?

Тема государственных языков регулярно поднимается, а после выборов опускается. В стране, недавно обретшей государственность, без политической и гражданской нации, без гражданского общества, без мировоззренческих философских школ, с национализмами и региональным центризмом, эту тему еще предстоит серьезно отрабатывать. В конце концов, имеем Конституцию, которая меняется не каждый день, принятую Украиной в 2003 году Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств. Предлагаемое же ПР и некоторыми другими- чистая спекуляция.

Так будем же беречь молодых украинских либеральных демократов, которые решат все проблемы.

Лібералізм: теорія і практика
Новини ЛДПУ
 
Новітня історія ліберальних демократів у форумах


© 2005 Ліберально-демократична партія України.
Прес-служба ЛДПУ: [email protected]. Для зауважень та пропозицій: [email protected]
У разі використання матеріалів сайту посилання на www.ldpu.org.ua є обов'язковим.
Розробка та дизайн УРА Internet